О чем этот текст:
- Что предложили сейчас?
- Площадь Свободы
- Замчище
- Пешеходные связи
- Что из предложенного 20 лет назад удалось реализовать?
- А что не смогли?
- Что пытались отстоять, но не удалось?
Что предложили сейчас?
Blizko.by немного рассказывал о новых планах градостроителей. Например, приспособить здание №3 на ул. Революционной (сейчас там располагается ГУБОПиК) под малую сцену Купаловского театра. Для этого к историческому зданию предлагают сделать пристройку.
Сейчас посмотрим, что еще предложили на обсуждении.
Площадь Свободы
На очень отдаленную перспективу (после 2030 года) было предложено воссоздать ансамбль парадной площади старого города (площадь Свободы) путем «функционально-пространственного объединения всех зданий, расположенных на ней». Это значит, что площадь по обе стороны улицы Ленина станет пешеходной, а под ней пройдет автомобильный тоннель от проспекта Независимости до улицы Немига.
«Как пояснили градостроители, сделать транспортный «коридор» более протяженным проблематично по техническим причинам (прохождение метро и др.). Далее транспорт выезжает в начало пр. Победителей, где будет развязка на одном уровне. То есть существующий путепровод над ул. Немигой демонтируют, движение в этом узле будет как на обычном перекрестке».
А теперь перенесемся в 2005 год. В конце сентября того года «Вечерний Минск» рассказывает про конкурс на лучшую концепцию застройки исторического центра Минска. Победителем среди четырех конкурсантов стал институт «Минскпроект». То было еще в начале года, а к осени закончился очередной этап работы — создание плана детальной планировки всей территории центра. Этот план и вынесли на общественное обсуждение в Союзе архитекторов. В заметке отмечалось, что проект детальной планировки в целом был одобрен — это значит, что он станет нормативной основой, по которой будет вестись воссоздание исторического центра.
«Самым сложным было решить вопрос с площадью Свободы, которая отделена транспортным потоком от второй части Верхнего города. Специалисты предложили 3 варианта, но в ходе обсуждения был одобрен проект, по которому транспорт пойдет внизу по ул. Ленина, а сверху от ратуши к костелу появится пешеходная платформа».
Вот как это выглядело в тогдашней публикации:
То есть, нынешняя идея с тоннелем под площадью Свободы и переводом всей площади исключительно в пешеходную территорию — не новая. Правда, тогда, 20 лет назад, не говорилось о том, что мост над Немигой надо разобрать — возможно, его планировали сделать тоже пешеходным.
Замчище
Двадцать лет назад издание сообщало:
«Серьезная проблема — формирование Минского замчища, сакрального объекта исторического центра. По мнению специалистов, для этого надо проводить конкурс, и, может быть, не один. Кстати, историк Сергей Тарасов, присутствовавший на обсуждении, сказал, что ученые знают, как выглядели оборонительные валы замчища. Более того, при строительстве метро археологи законсервировали часть старого города. Так что все это можно показать минчанам, это лишь вопрос технологии. Ученые готовы работать вместе с архитекторами над этим объектом».
Макет одного из проектов по восстановлению Минского замчища. Фото: VivaScaleModels
Макет одного из проектов по восстановлению Минского замчища. Фото: VivaScaleModels
А что сейчас? Читаем про проект 2025-го.
«Ранее уже был разработан проект музейно-культурного комплекса на месте зарождения старого Минска. Его планировали реализовать, но позже от идеи отказались, объясняя это высокой стоимостью работ и неоднозначностью проектных решений.
К 1000-летию Минска (2067 год) планируют построить уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль «Площадь тысячелетия» в районе площади 8 Марта (зеленая зона у выхода из метро на станции «Немига»). Предполагается, что к этому времени появится и уникальный музейный комплекс «Минское замчище» с экспозицией из сохранившихся фрагментов стен и застройки древнего города. Но прежде предстоит провести архивные и археологические исследования, а также организовать конкурс (лучше международный) на проект регенерации территории замчища».
То есть, и тогда, и сейчас еще не было никакой конкретики, а просто идея, что надо бы это самое замчище воссоздать. Без конкретных проектов и чертежей. Что ж, до 2067-го еще есть время.
Кстати, недавно ученые установили, что настоящий возраст Минска чуточку больше, чем принято считать. Деревья, из которых было построено городище на Менке, росли примерно с 820-х годов нашей эры. А спилены они были в 997-998 годах. То есть, Минску минимум на 70 лет больше — и прямо сейчас ему не 958 лет, как считается сейчас, а уже 1028 или чуть больше. Ближайший «красивый» юбилей будет к его 1.050-летию «по новому исчислению» — то есть, в 2047 году.
Пешеходные связи
Вот что предлагают сейчас.
«Чтобы связать ныне разделенные улицами части старого Минска, планируются строительство пешеходного моста над рекой от Минского замчища к Троицкому предместью и обустройство прохода от ул. Зыбицкой под существующим мостом через Свислочь в сторону Дворца спорта. Связать две части будущего комплекса «Минское замчище» (сейчас они разделены проспектом Победителей и застройкой по нечетной стороне магистрали) может пешеходный подземный тоннель по створу исторической улицы Замковой. Тоннель предлагается дополнить музейной экспозицией сохранившихся на подземном уровне аутентичных фрагментов древнего города».
Макет одного из проектов по восстановлению Минского замчища. Фото: VivaScaleModels
Макет одного из проектов по восстановлению Минского замчища. Фото: VivaScaleModels
А вот как про пешеходные связи думали 20 лет назад. В другом выпуске «Вечернего Минска» (за октябрь 2005-го) говорилось почти слово в слово то же самое — и про мост к Троицкому, и про подземный тоннель:
«Новые пешеходные мосты над улицами, а также через Свислочь появятся в столице при воссоздании исторического центра Минска. Три моста появятся на Свислочи, один свяжет Троицкое предместье с Минским замчищем (сейчас здесь по пр. Победителей, 2, расположен Дом физкультуры). Два мостика перекинутся с улицы Торговой, которая будет воссоздаваться в Верхнем городе, к выставочному комплексу и прилегающей территории. Планируется также возвести пешеходный мостик над ул. Богдановича в районе Троицкого предместья. Для удобства горожан и гостей столицы, посещающих исторический центр, построят также пешеходный переход под пр. Победителей в районе Минского замчища».
Что из предложенного 20 лет назад удалось реализовать?
Часть идей, заложенных в проект в 2005-м, удалось реализовать.
«Предлагается формирование первого транспортного кольца, которое заберет на себя примерно 75 процентов автомобилей с магистрали ул.Ленина — пр.Победителей. Сейчас начато проектирование первого участка — от пр.Победителей до ул.Харьковской. Вторым этапом станет участок от Харьковской до ул.Толстого, третьим — от Толстого до пр.Партизанского».
Этот проект сбылся, хотя и не в полной мере. Благодаря строительству новых мостов и развязок и расширению Домашевского переулка (он стал улицей) появился участок кольца от улицы Тимирязева до улицы Толстого. Фактически магистраль-то продолжается и дальше, до Партизанского проспекта, но без задуманной и запроектированной развязки на пересечении улиц Маяковского и Аранской.
«Предложена реконструкция хлебозавода по ул.Раковской. В его помещениях может разместиться другой объект, более уместный в таком месте».
Хлебозавод действительно вынесли, на его месте развивают культурно-развлекательное пространство. Освоение территории еще не закончено.
А что не смогли?
А вот идеи, которые до сих пор так и не воплотились.
«Предусмотрено также формирование внутреннего транспортного полукольца, которое пройдет по улицам Мясникова — Коллекторной — Сухой — Мельникайте с выходом на пр.Победителей и, возможно, на ул.Сторожевскую с формированием двух параллельных односторонних улиц».
Сами улицы существуют, но транспортное значение Коллекторной и Сухой остается незначительным.
«Предлагается также строительство транспортной развязки на пересечении улиц Богдановича — Янки Купалы — Сторожевская, что решит проблемы этого узла».
Узел остался вместе со своими проблемами, развязку не построили.
«Планируется также вынос средней школы N44, чтобы открыть обзор в сторону Раковского предместья».
Школа стоит на своем месте, оставаясь единственной школой на большую округу.
Что пытались отстоять, но не удалось?
«Много негативных высказываний прозвучало в адрес предполагаемого строительства административно-развлекательного комплекса на пр. Победителей на месте бывшего кафе «Реченька». По мнению присутствовавших, это высотное здание не вписывается, по крайней мере в таком виде, в существующий ансамбль».
Бизнес-центр Royal Plaza построили — он в ансамбль, может быть, и не вписывается, но высотный акцент проспекту добавил.
«Нецелесообразным посчитала общественность и размещение многозального кинотеатра на месте бывшего кинотеатра “Беларусь”».
Как мы знаем, старый кинотеатр «Беларусь» снесли в 2006 году (то есть, на следующий год после выхода статьи) и на его месте построили новый — он стал именно что многозальным и даже первым из кинотеатров получил термин «мультиплекс».
- Картинг в Минске в каталоге Blizko.by
Читайте также:
- Где в Минске действуют запреты и ограничения на езду на электросамокатах? Blizko.by показывает самую подробную карту
- Немец на «Ситроене» 50 лет назад приехал в Минск. Вот что он сфотографировал у нас в стране
Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko: