Фото: v.img.com.ua. Изображение носит иллюстративный характер
«Истерики могли длиться по несколько часов подряд»
— Даник родился недоношенным, он появился на свет на тридцать четвертой неделе, — рассказывает нам его мама Ирина. — После рождения сына речь не шла о каких-то страшных диагнозах.
Врачи предупредили: у многих детей, которые рождаются раньше срока, возможны неврологические проблемы. И они могут проявляться с возрастом. Ребенку нужно подрасти, чтобы картина стала более-менее понятной.
Проблемы проявились на одном из УЗИ — у сына обнаружили кисты в головном мозгу. Один из диагнозов, который поставили сыну — гидроцефальный синдром. Позже его сняли. Медики наблюдали за ребенком, что называется, в комплексе. Следили за тем, чтобы он пошел в срок, заговорил вовремя. Если это так и происходит, то многие неврологические диагнозы снимаются. Так и произошло в нашем случае. Единственное, что меня сильно настораживало — это необъяснимые истерики у сына. Они могли возникать «на ровном месте». Причины такой вспышки могли быть самыми разными: кто-то не так на него посмотрел, кто-то, что-то не так ему сказал. Когда сын пошел в сад эти «вспышки» стали учащаться. Мы с мужем не знали что делать, обратились к врачам.
Невролог, которая наблюдала сына с самого рождения, объяснила все доступным языком: «Нервы вашего ребенка, как оголенные провода, иногда их коротит». Медики порекомендовали поддерживать нервную систему Даника с помощью препаратов. Мы попробовали одни, вторые, третьи. Цель лечения — поддерживать нервную систему сына в более-менее стабильном состоянии.
Я не могу вам точно сказать, помогали ли лекарства. Истерики сына продолжались и могли быть довольно продолжительными — от получаса до нескольких часов подряд. Вы представляете, что такое, когда ребенок кричит два часа подряд? Конечно, нас это пугало и угнетало. Вместе с мужем мы прочитали ни одну книгу по детской психологии, старались следовать советам оттуда. Самый главный совет, который содержится в этих книгах, заключается в следующем: ребенка нужно отвлечь, постараться направить его внимание на что-то другое, но нам это не особо помогало. Сын, понимая, что его хотят отвлечь, очень злился. То есть к истерике добавлялась еще и злость.
— Я не могу успокоиться, — говорил нам сын. Знаете, это, как поезд без тормозов. Нам ничего не оставалось, как просто ждать, пока все пройдет само собой.
Плюс ко всему я стала замечать, что во сне сын стал скрипеть зубами. Причем скрежет был настолько сильным, что я переживала за то, что Даник может остаться без зубов. Это состояние сына меня очень пугало. Первоначально, врачи, к которым мы обратились, заключили: «Дело может быть в паразитах». Другими словами, нам рекомендовали проверить, есть ли у ребенка глисты.
Выяснилось, что их нет. Тогда Данику поставили диагноз «бруксизм» — это непроизвольное скрежетание зубами, возникающее во сне по причине спазма жевательных мышц. Препаратами это состояние не снималось.
Я понимала, что должен быть какой-то выход. И мы его нашли. Истерики Даника практически прекратились после того, как мы обратились в минский центр инновационной психологии и развития «Нейроника». С сыном занималась замечательный нейропсихолог Ольга Полянская. Именно ей удалось справиться с истериками у сына.
Почему детей нельзя нагружать «развивашками»?
— Даниил бегал по кабинету, залазил на диван и брал без спроса игрушки, — так свою первую встречу с Даником вспоминает нейропсихолог Ольга Полянская. — Помню, в тот день в моем кабинете лежали гравюры для рисования. Мальчик без спроса взял одну из них и никак не хотел отдавать, перед уходом стал кричать: «Я не отдам!». И ничего с этим поделать было нельзя, пришлось эту гравюру ему подарить.
Психолог Ольга Полянская.
Когда мы провели диагностику, то стало понятно, у ребенка есть как трудности моторного развития, так и сложности в эмоционально-волевой сфере. Одно из тестовых заданий, которое я попросила выполнить Даника, заключалось в следующем: ребенку нужно было нарисовать простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.п. И если сверстники Даника справляются с этой задачей достаточно просто, то для него это было трудной задачей, как и выполнение других проб на моторное развитие и пространственную ориентировку. На лицо был комплекс вопросов, с которыми надо было работать.
Почему развитие пошло именно так? Причины здесь как биологические, так и социальные. Родители мальчика, в надежде помочь ему и боясь, что он будет отставать от одногодок, «перегрузили» его чтением и «развивашками», а этого делать не в коем случае нельзя, потому что интеллект у ребенка развивается изначально через двигательную программу.
Для того, чтобы исправить ситуацию я предложила родителям Даниила пройти нейропсихологическую коррекцию с элементами БОС-терапии и курс Альфа-баланс. Такая программа была рассчитана на то, чтобы помочь ребёнку включить контроль эмоционального состояния, разить двигательную сферу, внимание и тем самым скорректировать имеющиеся трудности. Для начала работы и написания индивидуальной программы была необходима электроэнцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
Как это работает?
— В нашем центре есть несколько лицензионных программ для детей с различными трудностями, в том числе и для таких детей, как Даник, — продолжает Ольга Полянская. — Одну из них разработали психофизиологи из Башкортостана в 2006-м году Называется она Альфа-баланс.
Это индивидуальная коррекционная программа.
Она представляет собой звуковую музыкальную дорожку, с подобранными частотами, выделенными из ЭЭГ обследования и наложенными на мелодию. Эдакая музыка с ритмом, для нормализации функции мозга. Если объяснять доступным языком, то в работе с Даниилом наша задача была в следующем — нам нужно было настроить его мозг на правильную волну.
Так проходят занятия
У большинства людей в норме в затылочных отведениях генерируется альфа диапазон волн, который и регулирует энергетический потенциал всего мозга, а у этого ребенка там были волны более высокой частоты, смешанные с медленными волнами. Поэтому наша задача была в том, чтобы настроить мозг Даниила на правильную волну. Мальчик занимался по подобранной программе несколько месяцев — после этого у ребенка снизились проявления бруксизма, изменилось поведение, истерики прошли, ребенок стал более ловким и усидчивым.
После двухмесячного курса родители Даниила пошли с ним в поликлинику для проведения очередной электроэнцефалограммы. И невролог, наблюдавшая мальчика, не поверила, что это его ЭЭГ.
Как рассказывала сама Ирина, врач даже переспросила: - это точно ваша ЭЭГ? Получив утвердительный ответ, невролог поинтересовалась, чем же таким занимался ребёнок, что произошли такие улучшения.
В свою очередь, мы в «Нейронике» также провели повторную нейропсихологическую диагностику ребенка. Задания были сходные с теми, что и на первой диагностике, а вот результаты гораздо лучше. Сравнив результаты первой и второй диагностики, у родителей не осталось сомнений в эффективности подобранных программ.
Кроме программы Альфа-баланс, в зависимости от трудностей ребёнка, мы также предлагаем программу высокочастотной терапии (ВЧТ). Она направлена на стимуляцию зон, которые задействованы в речи и помогает деткам заговорить быстрее. Кроме этого, при использовании данной программы улучшаются показатели по другим высшим психическим функциям, таким как внимание, память, мышление. Уникальность метода состоит в том, что он корректирует многие речевые расстройства, например, позволяет восстанавливать фонематический слух при сенсорной алалии – дети и «обреченные на молчание» начинают говорить. Также метод работает с моторной алалией – особенно, если ее природа – недоразвитие связей между структурами мозга. Также этот метод показан детям с СДВГ и аутизмом.
Порой приходится работать с очень сложными детками, которые вообще не говорят. В работе с ними используются как обычные наушники, так и специальные наушники с костной проводимостью. Каждая программа подбирается индивидуально, под трудности выявленные у конкретного ребенка.
Возможно прохождение программы в домашних условиях. Тогда программа устанавливается на домашний компьютер или ноутбук и проводится с использованием обычных накладных наушников.
Кому показаны программы, которые есть в нашем центре?
В «Нейронику» могут обратиться родители, чьим детям поставили вот такие диагнозы:
- Все речевые расстройства, в частности: сенсорная алалия, моторная алалия, любые задержки речевого развития.
- ЗПР – любые проблемы с интеллектуальной недостаточностью, даже если Вы не знаете ее природы
- СДВГ – гиперактивность, дефицит внимания
- Нарушение социализации – ребенок не реагирует на других детей, не играет в обычные игры
- Нарушения общей и тонкой моторики
- Трудности обучения
Существует ли «волшебная таблетка» от детских истерик?
— В заключении я хотела бы обратить внимание на следующий момент: сейчас на рынке представлено множество подобных услуг, — резюмирует Ольга Полянская. — При этом многие родители сбиваются с ног в поисках «волшебной таблетки» для своего чада. Но в поисках этого чуда не стоит забывать, что главная задача, это не навредить ребенку.
Поэтому, какую бы процедуру вы не выбрали, всегда обращайте внимание на то, какие анализы или исследования вам предлагают пройти перед тем, как приступить к программе. Ведь большинство программ, работая на стимуляцию формирования новых нейронных связей, требуют для этого строительства и определённых «стройматериалов» (витамины, минералы, микроэлементы и т.д.). А если у ребёнка и так их дефицит? Где организм будет их брать? Как это скажется на здоровье ребёнка в целом?
У нас в центре, перед проведением программ, мы обязательно просим ЭЭГ ребёнка, а также предлагаем пройти ряд анализов на исключение метаболических нарушений. Тем самым мы исключаем вероятность нанести вред организму малыша. И задача каждого родителя помнить об этом, чтобы в погоне за «волшебной таблеткой» не навредить ребёнку.
Более подробно о том, как работают в «Нейронике», вы можете узнать здесь.
Виталий Гарбузов
Близкие Новости
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?