Второй век в строю: покопались в архивах и узнали, когда в Минске появились первые мост, светофор и подземный переход

8091
Год назад в Минске появился первый так называемый «умный светофор». А когда вообще в столице впервые появились объекты, которые мы сегодня воспринимаем вполне обычными? Blizko.by немного покопался в пыльных архивах и изучил историю появления объектов транспортно-пешеходной инфраструктуры.

 

О чем этот текст:

Прошлым летом Blizko.by рассказывал, что в Минске появился первый так называемый «умный светофор» — на улице Сурганова, у ТЦ «Европа». Что делает его «умным»? Оказывается, особенность таких светофоров — подсветка. Во время красного сигнала для пешеходов освещается тротуар, а когда горит зеленый — горит сама «зебра». А когда вообще в Минске появились первые светофор, мост, подземный переход? Давайте разбираться.

 

Первый мост

Города издревле строили на реках, и для переправы на другой берег пользовались разными приемами. Где вброд, где на лодках и плотах, а где и мосты строили. Сейчас в Минске на обслуживании предприятия «Горавтомост» находятся 109 мостовых сооружения. Сюда входят как собственно мосты (то есть, дороги над водой: реками, прудами, водохранилищами), так и путепроводы (дороги над землей и другими дорогами).

Какой мост в Минске самый старый и когда появился самый первый?

По-видимому, самый старый мост через Свислочь появился в Минске не сильно позже появления самого города. Источники сообщают, что еще в конце 12 века появился первый мост — в районе современной улицы Немиги. Где-то в 16 веке тот мост получил название Хлусов, а позже его стали называть Александровским.

 



Конечно, за прошедшие 800 лет мост неоднократно сносился, ломался, чинился, перестраивался. Современный мост начали строить в 1966 году и открыли в 1967-м. Причем строили его в буквальном смысле слова не «вместо», а «вместе». То есть, ради постройки нового старый не сносили, просто новый возводили рядышком. На фото 1967 года В.Карбовского можно наблюдать уникальную картину: старый Хлусов мост (слева; снесен вскоре после постройки нового моста), современный мост (по центру) и так называемый трамвайный мост (справа). Этот последний построили в 1928 году специально для трамвайной линии. Где-то к 1970 году его тоже разобрали.

 



Из всех нынешних мостов через Свислочь самый старый мост — тот, что на проспекте Независимости, в районе площади Победы. Мост на этом месте существовал по крайней мере с конца 18 века. В 1837, 1853, 1878 и 1898 годах его ремонтировали. В 1914 году построили новый мост (перестроили в 1921-м), а в 1928 году рядышком построили первый в Минске железобетонный мост. В 1944 году на сохранившихся опорах взорванного отступающими немцами бетонного моста построили временный деревянный мост с асфальтовым покрытием. Он простоял десять лет, но еще к концу сороковых стало понятно, что городу нужен новый, капитальный мост.

Новый мост построили в 1951-1952 годах по проекту архитекторов Геннадия Баданова и Михаила Парусникова. Один пролет над водой и два небольших пролета над пешеходными набережными; общая длина — 88 метров, ширина — 34 метра. Мост торжественно открыли 9 мая 1952 года. А через 4 месяца по мосту пошли первые троллейбусы. Балюстрада и ограждение моста признаны историко-культурной ценностью. В 2003 году «Горремавтодор» выполнил плановый ремонт моста без закрытия движения, а в июне 2022-го БелДорНИИ проводил испытания моста под нагрузкой: по нему ехали груженые самосвалы. Сейчас самый главный столичный мост через Свислочь одновременно является и самым старым: 72 года в строю.

 



А вот что касается самого старого путепровода, то тут специалисты указывают на так называемый «Западный мост»: железнодорожный виадук, который проходит над стыком улиц Московской и Мясникова. Он построен в конце 19 века — вскоре после открытия самой железной дороги в 1873 году (известно фото 1897 года). В 1930-х и 1950-х годах мост реконструировали: так он получил второй и третий пролеты. Несмотря на изменения-реконструкции, это самый старый минский мост (путепровод), который сохранился до наших дней со времен постройки.

 

 

Первый подземный переход

Blizko.by рассказывал, что уникальный подземный переход, который построили без перекрытия проспекта, а подкопавшись под ним, начали ремонтировать уже через четыре месяца после открытия.

По данным на октябрь 2023 года, в ведении предприятия «Горавтомост» находятся 103 подземных перехода. А какой подземный переход был в Минске первым?

Удивительно, но за это звание спорят сразу два сооружения. Энциклопедический справочник «Минск» (1983 год) утверждает, что первым был подземный переход на пересечении Партизанского проспекта и улицы Трудовой — и якобы случилось это в 1965 году. Но это не совсем так. В том году его, вероятно, начали строить, а ввели в строй в середине октября года следующего — заметка об этом в городской газете датирована 15 октября 1966-го.

 

Сейчас тот переход выглядит вот так:

 


А на самом деле первым стал подземный переход на железнодорожном вокзале, под путями: его открыли 22 мая 1966 года.

 

 

Газеты сообщали:

«Нядаўна на Мінскім вакзале адчыніў свае дзверы ажурны павільён з шыльдай «Праход да паяздоў». Гэта першае падземнае збудаванне беларускай сталіцы. Яно маленькае, але будавалася ў садружнасці людзей братніх рэспублік. Праходку тунеля рабілі рыжане — латышскае спецыялізаванае падраздзяленне «Мостабуда». Гранітныя прыступкі, па якіх так зручна спускацца ўніз і ўздымацца наверх, прывезлі з-пад Кіева. Маскоўскі «Метрабуд» падрыхтаваў лёгкія, аддзеланыя алюмініем шкляныя дзверы. Апошнюю ж навінку будаўніцтва — армацэментныя панелі на перакрыццях павільёнаў паставіў Шчолкаўскі завод жалезабетонных канструкцый. А шкло прыходзіла не толькі з Гомеля, але і з Саратава.

Бадай, не трэба гаварыць, наколькі зручнае гэта падземнае збудаванне, як засцерагае яно жыццё чалавека ад няшчасных выпадкаў, што не-не ды і здараюцца на рэйках».

 



Первая очередь перехода, которую тогда открыли, соединяла четыре посадочные платформы. Стены перехода были отделаны белой кафельной плиткой, но нашлось место и причудливым кафельным мозаикам.

 



Тот переход разобрали в конце 90-х во время коренной реконструкции минского железнодорожного вокзала. Вместо него появился переход новый, причем даже два.

 

Первый светофор

В Минске, по данным на конец прошлого года, работают 850 светофоров. Точнее, правильно будет сказать «светофорных объектов», потому что в составе одного такого объекта сразу несколько светофоров — порой до 24 штук. Примерно 670 светофорных объектов подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением, и СМЭП Мингорисполкома (специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие) может ими управлять удаленно. На нескольких десятках работают и видеокамеры, а несколько сотен оснащены и звуковыми сигналами.

 



В 1970-х на участке улицы Максима Горького (сейчас это улица Максима Богдановича) испытали управление светофорами по принципу «зеленой волны», а в 1982-м запустили первую компьютеризированную систему управления светофорами «Город М1» на базе ЭВМ СМ-2М. Минск стал вторым городом в СССР после Москвы, где эта система была внедрена. А в 1987-м заработала автоматизированная система управления дорожным движением «Сигнал».

Как менялось число светофоров за последние годы?

  • 2013: 570
  • 2018: 780
  • 2020: 750
  • 2022: 816
  • 2023: 850

В 2020 году последний ламповый светофор в столице заменили на светодиодный.

А где и когда появился первый светофор? В Москве — это известно совершенно точно — первый светофор заработал 30 декабря 1930 года. А в Минске? Точная дата пока не установлена, но специалисты СМЭП считают, что это произошло в 1932 году (по крайней мере, в том году светофор уже точно висел). Светофоры появились на пересечении сегодняшних проспекта Независимости и улицы Комсомольской, Независимости и Ленина, Независимости и Энгельса, а также Интернациональной и Ленина (примерно там, где сейчас гостиница «Европа»).

В книге Леонида Етчика «От конки до метро» приводится фотография с подписью «На улице Советской — первый светофор». На заднем плане справа можно рассмотреть здание Госбанка БССР в конструктивистском стиле. Сейчас почти на этом же самом месте — современное здание Нацбанка Беларуси, а напротив него — ГУМ. Таким образом, в кадре изображен перекресток теперешних проспекта Независимости и улицы Ленина, над котором мы видим светофор, подвешенный на проволоке. А второй светофор виден в отдалении — там, где пересечение проспекта с улицей Энгельса.

 



Вот фото того же банка 1932 года из книги Ильи Куркова «Мінск незнаёмы».

 



К слову, у светофоров тогда была «перевернутая» сигнализация: красный — внизу, зеленый — наверху. Только после присоединения СССР к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах расположение огней светофора изменилось на привычное нам.

 

На этом снимке 1938 года, у самого правого края, можно рассмотреть один из первых светофоров у старого здания гостиницы «Европа».

 

Читайте также:


Рекомендуем вам: Будьте в курсе последних новостей - подпишитесь на Blizko:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости района Автозавода




Каталог района Автозавода


Автозавод