Родительское собрание во втором классе одной из школ столичного микрорайона Сухарево началось с заявления учительницы: «А продленки у нас для всех в этом году не будет», – рассказывает мама Анна. Оказалось, что на класс в 30 человек есть только 5 мест в группе продленного дня до 18 часов и еще столько же – в группе до 15 часов.
Официально педагоги не могут отпускать малышей с уроков одних. Поэтому родителям предлагают продумать: или забирать детишек из школы, или написать заявление-просьбу в администрацию школы, чтобы разрешили отпускать малышей с уроков без сопровождения.
И тот, и другой вариант возмущает родителей: «Самый распространенный рабочий график в Беларуси – с 9 до 18. Кто из родителей сможет забирать ребенка в обед? И куда его при этом деть?! – не понимает Анна. Допустить, чтобы малолетний сын шел домой один и оставался без присмотра до прихода взрослых, женщина тоже не может. «МЧС нам со всех плакатов говорит, чтобы не оставляли ребенка без присмотра. ГАИ убеждает, что малыша нужно водить за ручку, контролировать. А тут мне предлагают попросить администрацию школы отпускать ребенка семи лет домой одного!»
Ситуация «некуда деть ребенка» давно знакома родителям, у которых детишки занимаются во вторую смену. Вечерние занятия ставят в том числе и для младших классов. Полдня дома ребенок сидит один, должен самостоятельно сделать домашнее задание (вечером на него не остается сил), разогреть еду, пообедать и отправиться на уроки – хорошо если не через дорогу.
Аналогичная ситуация с группами продленного дня сложилась и в ряде других школ. Например, в школе № 2 в Каменной горке на 36 учеников класса приходится только 15 спальных мест в продленке и отправлять туда ребенка родителям «очень не рекомендуют», рассказал папа первоклассника.
В школе № 161 (микрорайон Малиновка) на два вторых класса выделяют только одно помещение для группы продленного дня.
В администрации одной из школ Минска пояснили, что проблемы возникли из-за переполненности школ. «Учебные заведения в нашем микрорайоне очень переполнены. Если есть помещение, то продленку делаем, если нет – родители решают вопрос самостоятельно. У кого-то бабушки-дедушки или старшие дети могут забрать малыша, у других – мама находится в декретном отпуске или соседи-родственники могут присмотреть за ребенком».
Никто не обязывает школы организовывать продленку для всех желающих, сообщили в администрации.
В Министерстве образования о нехватке мест в группах продленного дня знают: в школу пошли дети, которые родились в демографический бум, комментируют ситуацию в ведомстве. Каждая школа по-своему выходит из положения.
Больше всего продленка нужна в 1-м и 2-м классе, чаще всего в первые четверти учебного года, считает пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина. «Продленка – это подстраховка для родителей. Это не как в садике, когда родители знают, что до 18-19 ребенок должен быть под присмотром. Чаще всего в продленку водят в начале учебного года, чтобы ребенок адаптировался к школе, изучил безопасный маршрут из школы домой – на это нужно время. И то не всем». Уже в октябре-ноябре, говорит Юлия Ванина, родители, даже если писали заявление в группу продленного дня, забирают детей пораньше: чтобы отвести на кружки-факультативы.
В министерстве обращают внимание, что, согласно Кодексу об образовании, руководство школ «может организовывать группу продленного дня». То есть это делать не обязаны.
В Москве, например, сегодня бесплатные группы продленного дня в школах работают до 14 часов, рассказывают родители. Если нужно оставить ребенка до 18.00, придется заплатить 10 тысяч российских рублей (около 300 долларов США). «Не у всех есть бабушки-дедушки, которые могут отвести ребенка домой. Поэтому платная альтернатива – хорошо. Почему бы не сделать такие группы и в Беларуси? 100 долларов на эти расходы я могла бы отвести», – рассуждает мама второклассника Анна.
«Для платных групп тоже нужно место. И воспитатель, которого сейчас найти сложно», – обращают внимание в Министерстве образования.
Рекомендуем вам: