Теперь спустимся на землю и изучим все это подробнее. До 1960-х поселок автозавода был фактически оторван от остального города и отделен от него (в том числе и лесом, реликтом которого является нынешний парк 50-летия Октября, а сохранившиеся островки встречаются чуть ли не по всему Заводскому району). У пересечения Партизанского проспекта с улицами Кабушкина и Радиальной сохранились остатки старой транспортной проходной, через которую на территорию предприятия проходила железнодорожная ветка, соединявшаяся с магистральным ходом в районе остановочного пункта «Товарный двор». Проходная давно не действует, и единственный теперь выезд с предприятия по железной дороге осуществляется только в направлении станции «Шабаны». С противоположной стороны этого же перекрестка, на месте современной АЗС, когда-то располагалось трамвайное кольцо, а пути были проложены вдоль проспекта до ул. Долгобродской.
Общий вид на центральную районную площадь, сейчас многими так не воспринимаемую, но изначально бывшую общественным центром всего поселка. Его генеральный план был составлен архитектором Г. Парсадановым из института «Белгоспроект».
Смешанную застройку в основном составляют двухэтажные дома, построенные на основе серий №221, 225 и 228. Парадный фасад поселка, в том числе в районе двух районных площадей (центральной и Дворца культуры), сформирован зданиями повышенной этажности, выполненными по индивидуальным проектам будущего народного архитектора СССР Георгия Заборского. Створ улицы Центральной на главной площади, уходящей на север, оформлен двумя угловыми башенками-эркерами. На первых этажах жилых домов — торговые учреждения и заведения соцкульбыта.
Ворота-«пропилеи» поближе. Например, аптека в здании справа находилась там всегда.
Так этот жилой дом выглядел в 1954 году.
На первом этаже этого жилого дома располагался универмаг «Автозаводской», главный промтоварный магазин всего поселка.
На старых фотографиях видно, что от Могилевского шоссе его отделяла ограда, которой сейчас уже не существует. На заднем плане башенки-эркеры на перекрестке с ул. Центральной.
Сейчас оригинальная ограда 1950 года архитектора И. Руденко сохранилась на участке вдоль ул. Центральной.
Интересно, что она украшена медальонами с зубром, первой эмблемой Минского автомобильного завода.
В самом парке сейчас видно пустое пятно, на котором ранее располагалась летняя эстрада. Это было одно из главных мест рекреации жителей поселка и работников автозавода.
Здесь же, в парке, находилась поликлиника (по некоторым данным, перестроенная из гостиницы военного городка 1930-х годов). Здание снесено на рубеже 2008—2009 гг.
Вид с ул. Центральной на главную районную площадь.
Рядом с парком расположен бывший районный ресторан, до войны выполнявший функции офицерской столовой. Не так давно здание занимал цыганский ресторан «Дрома Ромен», а до него — ресторан «Зубренок».
Основной интерес на улице представляют несколько четырехэтажных жилых домов 1936—1937 годов постройки, напоминающие о довоенном прошлом поселка автозавода.
Это типовые ДОСы, дома офицерского состава, массово строившиеся в военных городках по всему Советскому Союзу перед Великой Отечественной войной. Обратите внимание на характерные угловые балконы и вертикальное остекление лестничных клеток.
Дворовой фасад. Узкие вертикальные окна выходят в небольшое хозяйственное помещение у кухни с умывальником и газом.
Перспектива ул. Лизы Чайкиной, внутренней улицы южной половины поселка. По обеим ее сторонам стоят жилые дома бывшего военного городка в Красном урочище.
Около одного из бывших ДОСов чудом сохранилась старая уличная оградка, украшенная оригинальными эмблемами МАЗа.
Упирается ул. Центральная в ул. Социалистическую, идущую параллельно территории промышленного гиганта.
Перед центральной проходной МАЗа уже давным-давно стоит автомобиль-памятник МАЗ-205, образец первого заводского грузовика.
Не так давно к нему присоединились и несколько образцов современной продукции предприятия, а также знаменитый автопоезд МАЗ-2000 Perestroika, инновационная разработка второй половины 1980-х, так и не запущенная в серийное производство.
На предзаводскую площадь выходят еще три реликтовых довоенных здания времен Красного урочища. Это похожие в общем, но несколько отличающиеся в деталях казармы, где жил рядовой состав танковой дивизии. Сейчас монументальные здания заняты различными среднеспециальными учебными заведениями и учреждениями. В этом, например, — бывший автомеханический техникум (сейчас, конечно, колледж).
На фасаде техникума дата постройки казармы и элегантные балконы с закругленными углами.
Соседняя казарма (Социалистическая, 7). Единственная из тройки не покрашена, сохранила оригинальную колористику краснокирпичных фасадов. Примерно так до войны выглядели и остальные казармы, и ДОСы, и прочая застройка военного городка.
На этом корпусе балконов уже нет. За общежитием, кстати, находятся открытые теннисные корты МАЗа, где свою спортивную карьеру начинал Максим Мирный.
Наконец, третью бывшую довоенную казарму занимает ПТУ машиностроения (бывшее ПТУ металлистов).
На противоположной стороне ул. Социалистической — центральная проходная завода, закрывающая собой створ улицы Трудовой. Последняя соединяет предзаводскую площадь с площадью Дворца культуры.
Из довоенных построек в районе улицы Социалистической также сохранилось здание офицерского клуба, выполнявшего после войны и до постройки в 1975 году нового ДК МАЗ функции заводского дома культуры. Сейчас тут размещается библиотека предприятия.
Чуть дальше по ул. Социалистической — послевоенная вечерняя школа, непременное учреждение в старых заводских поселках, позволявшая работникам предприятия получать образование без отрыва от производства.
В конце же концов улица вливается в проспект в районе монумента «Беларусь Партизанская».
Здесь же находятся несколько старых отселенных двухэтажек, территория под которыми давно предполагается к уплотнению, но пока безуспешно.
С противоположной же стороны улицы, на высоком холме, окруженном остатками того самого реликтового леса, стоит огромное здание бывшего ДК стройтреста №5. Сейчас оно занято Центром внешкольной работы «Золак» и, вероятно, по этому случаю покрашено поверх бордовой глазурованной плитки в розовый цвет.
Теперь посмотрим, как выглядит южная половина поселка изнутри. На перекрестке ул. Чайкиной и Шоссейной стоит здание так называемого Нового драматического театра, прекрасно иллюстрирующее собой традиции современного белорусского зодчества. Здесь сиреневая и малиновая колористика боковых фасадов непостижимым образом сочетается с фасадом главным, отделанным бежевым керамогранитом и врезанным под углом участком зеркального синего стекла. Для пущей красоты входная группа оформлена небольшим белым классическим портиком. Все вместе выглядит богато, но несколько дегенеративно.
Перспектива улицы Чайкиной. В глубине поселка, за пределами центральных районных улиц и площадей, застройка теряет в этажности, приобретает типовые черты, но остается уютной и комфортной. Просторные зеленые дворы, когда-то тихие улочки, сейчас заставленные автомобилями работников автозавода, благоустроенные квартиры. Быть человеком труда в 1950-е было, в общем-то, неплохо. Конечно, если тебе повезло устроиться на правильное предприятие.
Среди зданий первого послевоенного десятилетия систематически попадаются более поздние вставки, и этим район также отличается от поселка МТЗ. Зато автозавод создал для своих сотрудников куда более развитую инфраструктуру. Вот типовой бассейн «Янтарь» (в Минске есть еще похожие «Волна» и «Орленок»).
Универсам, когда-то называвшийся «Рабочим». Розовый цвет с рабочими ассоциируется слабо, если, конечно, не считать фрезеровщиков Челябинского трубопрокатного, но он все равно не мешает после смены автозаводцам группками предаваться у входа нехитрым пролетарским слабостям.
Перспектива Трудовой. Слева — баня, вдалеке еле заметен оранжевый самосвал-памятник МАЗ-205 перед центральной проходной предприятия.
Вид в противоположную сторону площади перед ДК.
Похожий ракурс на фотографии начала 1950-х. Справа какой-то киоск, похожий на табачный, а вдалеке еще нет никакого ДК МАЗа.
Сама улица Трудовая ныне тупиковая, упирается в подземный переход под Партизанским проспектом, но створ ее торжественно оформлен башнями-близнецами.
Перспектива Трудовой на фотографии начала 1950-х.
А перед этими башнями — большая площадь заводского Дворца культуры. Изначально, конечно, планировалось, что его займет монументальное здание в общей классической архитектурной стилистике поселка, но до 1955 года ДК построить не успели, да и вообще предприятие долго не имело культурного учреждения, соответствовавшего его масштабам. Только в 1975 году на площади открылся новый большой Дворец культуры и техники Минского автомобильного завода, возведенный по типовому проекту московского ЦНИИЭП им. Мезенцева с индивидуальной привязкой архитектора И. Левина. Перед ДК устроен небольшой сквер, имеется фонтан, а сценическая коробка ранее была украшена огромным серпом и молотом. Сейчас их место занимает логотип МАЗа.
По обе стороны от ДК вдоль Партизанского проспекта выстроен ряд похожих трехэтажек, в которых ранее размещались заводские общежития, позже, с постепенным увеличением размеров жилищного фонда, превращенные в обыкновенные жилые дома с индивидуальными квартирами.
Застройка нечетной стороны проспекта в сторону выезда из города.
Застройка четной стороны менее цельная. Здесь послевоенные жилые дома заканчиваются еще до перекрестка с ул. Шоссейной, который отмечен девятиэтажным домом 1968 года. Тогда это было первое высотное здание в ближайших окрестностях, и потому получило в среде местных жителей прозвище «девятка» или «девятиэтажка». Уточнять, какая — смысла не было, других в 1968 году рядом не существовало.
Уже куда позже, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, рядом с «девятиэтажкой», на первом этаже которой размещался продуктовый магазин, появилось несколько краснокирпичных башен, также построенных МАЗом для своих сотрудников.
Эти башни были одним из первых примеров уплотнения поселка автозавода, ведь их возвели на месте кварталов послевоенных индивидуальных коттеджей по ул. Мичурина. Фотография 1951 года.
В таких домах, пусть порой и на две семьи, жить в сосновом бору было, вероятно, вполне комфортно.
Еще одна старая фотография 1950 года показывает вид от перекрестка с ул. Шоссейной на заводские общежития. Площадь перед ДК вдалеке слева. На месте забора на переднем плане сейчас лестница к девятиэтажке 1968 года.
В сторону выезда из города этажность застройки поселка постепенно понижается. На этой фотографии хорошо видно, как трехэтажки вдалеке сменяются двухэтажными домами.
Это прекрасные 8-квартирные жилые дома, спроектированные арх. А. Великановым. Обратите внимание на классические портики подъездов и боковые балконы с баллюстрадами, на первом этаже застекленные жителями и фактически превращенные в летние веранды дачного типа.
Дом сразу после окончания строительства.
А вот общий вид окраины поселка автозавода в сторону центра города. Слева индивидуальные коттеджи, на месте которых сейчас краснокирпичные башни, справа — застройка из восьмиквартирных жилых домов. Будущий Партизанский проспект, по сути, представляет собой загородное шоссе, но задел под перспективное расширение предусмотрительно оставлен.
В 1970-е – 1980-е же годы напротив него, у перекрестка с ул. Енисейской (сейчас Варвашени), автозаводом был построен ансамбль краснокирпичных зданий: 9-этажного с комплексом учреждений общественного назначения на первом этаже, 16-этажной высотки и пристроенного к последней универсама.
Первым в 1974 году появился девятиэтажный протяженный жилой дом на 240 квартир с характерными металлическими экранами балконов (затем этот мотив, сочетание цветного кирпича и серого металла балконов, использовался автозаводом в других своих жилых домах). Среди местных жителей этот дом стал известен как «Красный», так что Красных домов в Минске как минимум два: этот и на ул. Танка.
16-этажку на 121 квартиру сдали только к 1985 году.
С высоты ее верхнего этажа открываются прекрасные панорамы северной половины поселка автозавода.
Застройка первого послевоенного десятилетия крупнее. Справа вверху видны 19-этажные высотки, первенцы новой волны уплотнения района.
Но пока большинство капитальных зданий, построенных в конце 1940-х — начале 1950-х, стоят на своих местах. Здесь в глубине застройки шум всегда оживленного проспекта и околозаводская суета кажутся чем-то далеким. Летом эти дома утопают в зелени, чужаки сюда заходят редко, да и пролетарский фон за прошедшие десятилетия существенно размылся. Лихая слава «Автаза» во многом осталась в том государстве, которое этот район и породило.
Источник: Onliner.by
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?