Автозаводской поселок: взгляд изнутри

12634 Обновлено:
Жилой поселок для работников МАЗа и их семей строился одновременно с заводом. В нем пока сохранились интересные старые здания, несмотря на появление нескольких новых высоток.

Работники автозавода
 
Мало кто сейчас уже помнит, что многоэтажная застройка существовала в районе автозавода еще за десятилетие до его появления. В 1930-е здесь, в 7 км от городской черты, в местности, называемой Красным урочищем, была дислоцирована 26-я танковая дивизия Рабоче-Крестьянской Красной армии. У небольшой одноименной деревушки к 1936 году был выстроен настоящий масштабный военный городок из комплекса казарм, офицерских домов, ряда общественных зданий, ремонтных мастерских. Именно на базе последних, вскоре после захвата Минска, новая оккупационная администрация решила организовать авторемонтный завод для обслуживания техники вермахта. Строил завод немецкий концерн «Даймлер-Бенц». На уникальных архивных снимках мы можем видеть, как выглядело это крупное предприятие, непосредственный предшественник МАЗа. В конечном итоге здесь работало до 5000 человек, и, возможно, какие-то из этих ремонтных павильонов до сих пор сохранились на заводской территории, являясь таким образом уникальным для Минска памятником нацистской архитектуры, о происхождении которого абсолютное большинство работников МАЗа и не подозревает.
 

Карта

 

Теперь спустимся на землю и изучим все это подробнее. До 1960-х поселок автозавода был фактически оторван от остального города и отделен от него (в том числе и лесом, реликтом которого является нынешний парк 50-летия Октября, а сохранившиеся островки встречаются чуть ли не по всему Заводскому району). У пересечения Партизанского проспекта с улицами Кабушкина и Радиальной сохранились остатки старой транспортной проходной, через которую на территорию предприятия проходила железнодорожная ветка, соединявшаяся с магистральным ходом в районе остановочного пункта «Товарный двор». Проходная давно не действует, и единственный теперь выезд с предприятия по железной дороге осуществляется только в направлении станции «Шабаны». С противоположной стороны этого же перекрестка, на месте современной АЗС, когда-то располагалось трамвайное кольцо, а пути были проложены вдоль проспекта до ул. Долгобродской.

 

Долгобродская

 

Общий вид на центральную районную площадь, сейчас многими так не воспринимаемую, но изначально бывшую общественным центром всего поселка. Его генеральный план был составлен архитектором Г. Парсадановым из института «Белгоспроект».

 

Проспект

 

Смешанную застройку в основном составляют двухэтажные дома, построенные на основе серий №221, 225 и 228. Парадный фасад поселка, в том числе в районе двух районных площадей (центральной и Дворца культуры), сформирован зданиями повышенной этажности, выполненными по индивидуальным проектам будущего народного архитектора СССР Георгия Заборского. Створ улицы Центральной на главной площади, уходящей на север, оформлен двумя угловыми башенками-эркерами. На первых этажах жилых домов — торговые учреждения и заведения соцкульбыта.

 

Центральная улица

 

Ворота-«пропилеи» поближе. Например, аптека в здании справа находилась там всегда.

 

Здания в автозаводском поселке

 

Так этот жилой дом выглядел в 1954 году.

 

Жилой дом

 

Противоположную сторону площади занимал заводской парк, выполнявший и роль районного (слева), и еще один жилой дом, также имевший достаточно высокую башню, торжественно отмечавшую перекресток с улицей Центральной. Обратите внимание, что башня оборудована часами, а на верхушке устроен наблюдательный пункт местной ПВО, частая примета на предвоенных и первых послевоенных зданиях.
 

Дом с башней

 

На первом этаже этого жилого дома располагался универмаг «Автозаводской», главный промтоварный магазин всего поселка.

 

Старый жилой дом

 

Районный парк (по сути, фрагмент старого соснового бора) с вентшахтами ст. м. «Автозаводская».

 

Районный парк

 

На старых фотографиях видно, что от Могилевского шоссе его отделяла ограда, которой сейчас уже не существует. На заднем плане башенки-эркеры на перекрестке с ул. Центральной.

 

Парк

 

Сейчас оригинальная ограда 1950 года архитектора И. Руденко сохранилась на участке вдоль ул. Центральной.

 

Ограда

 

Интересно, что она украшена медальонами с зубром, первой эмблемой Минского автомобильного завода.

 

Ограда и медальон с зубром

 

В самом парке сейчас видно пустое пятно, на котором ранее располагалась летняя эстрада. Это было одно из главных мест рекреации жителей поселка и работников автозавода.

 

Парк

 

Здесь же, в парке, находилась поликлиника (по некоторым данным, перестроенная из гостиницы военного городка 1930-х годов). Здание снесено на рубеже 2008—2009 гг.

 

Поликлиника

 

Вид с ул. Центральной на главную районную площадь.

 

Районная площадь

 

Рядом с парком расположен бывший районный ресторан, до войны выполнявший функции офицерской столовой. Не так давно здание занимал цыганский ресторан «Дрома Ромен», а до него — ресторан «Зубренок».

 

Ресторан Зубренок

 

Основной интерес на улице представляют несколько четырехэтажных жилых домов 1936—1937 годов постройки, напоминающие о довоенном прошлом поселка автозавода.

 

Довоенные дома

 

Это типовые ДОСы, дома офицерского состава, массово строившиеся в военных городках по всему Советскому Союзу перед Великой Отечественной войной. Обратите внимание на характерные угловые балконы и вертикальное остекление лестничных клеток.

 

Дома офицерского состава

 

Дворовой фасад. Узкие вертикальные окна выходят в небольшое хозяйственное помещение у кухни с умывальником и газом.

 

Дворовой фасад

 

Перспектива ул. Лизы Чайкиной, внутренней улицы южной половины поселка. По обеим ее сторонам стоят жилые дома бывшего военного городка в Красном урочище.

 

улица Лизы Чайкиной

 
Здесь же находится районный Дом быта, судя по всему, построенный позже окружающего его жилого массива, уже в 1960-е.

 

Дом быта

 

Около одного из бывших ДОСов чудом сохранилась старая уличная оградка, украшенная оригинальными эмблемами МАЗа.

 

Ограда с зубрами

 

Упирается ул. Центральная в ул. Социалистическую, идущую параллельно территории промышленного гиганта.

 

Парковка возле МАЗа

 

Перед центральной проходной МАЗа уже давным-давно стоит автомобиль-памятник МАЗ-205, образец первого заводского грузовика.

 

Образец грузовика

 

Не так давно к нему присоединились и несколько образцов современной продукции предприятия, а также знаменитый автопоезд МАЗ-2000 Perestroika, инновационная разработка второй половины 1980-х, так и не запущенная в серийное производство.

 

МАЗ

 

На предзаводскую площадь выходят еще три реликтовых довоенных здания времен Красного урочища. Это похожие в общем, но несколько отличающиеся в деталях казармы, где жил рядовой состав танковой дивизии. Сейчас монументальные здания заняты различными среднеспециальными учебными заведениями и учреждениями. В этом, например, — бывший автомеханический техникум (сейчас, конечно, колледж).

 

Колледж

 

На фасаде техникума дата постройки казармы и элегантные балконы с закругленными углами.

 

Фасад техникума

 

Соседняя казарма (Социалистическая, 7). Единственная из тройки не покрашена, сохранила оригинальную колористику краснокирпичных фасадов. Примерно так до войны выглядели и остальные казармы, и ДОСы, и прочая застройка военного городка.

 

Казарма

 

На этом корпусе балконов уже нет. За общежитием, кстати, находятся открытые теннисные корты МАЗа, где свою спортивную карьеру начинал Максим Мирный.

 

Корпус

 

Наконец, третью бывшую довоенную казарму занимает ПТУ машиностроения (бывшее ПТУ металлистов).

 

ПТУ машиностроения

 

На противоположной стороне ул. Социалистической — центральная проходная завода, закрывающая собой створ улицы Трудовой. Последняя соединяет предзаводскую площадь с площадью Дворца культуры.

 

МАЗ

 

Минский автосборочный завод в местечке Красное урочище начали строить согласно постановлению Государственного комитета обороны в июле 1944 года. Существует легенда, по которой партизаны, участвовавшие в знаменитом параде 16 июля 1944-го в нынешнем парке 40-летия Октября, где сейчас строится гостиница «Пекин», прямо с парада отправлялись на первую великую стройку послевоенного социализма в республике. Примерно так выглядели заводские цеха, перестроенные из старых ремонтных павильонов «Даймлера» в 1946 году.

 

Цеха ремонтных павильонов

 

Из довоенных построек в районе улицы Социалистической также сохранилось здание офицерского клуба, выполнявшего после войны и до постройки в 1975 году нового ДК МАЗ функции заводского дома культуры. Сейчас тут размещается библиотека предприятия.

 

Библиотека МАЗ

 

Чуть дальше по ул. Социалистической — послевоенная вечерняя школа, непременное учреждение в старых заводских поселках, позволявшая работникам предприятия получать образование без отрыва от производства.

 

Вечерняя школа

 

В конце же концов улица вливается в проспект в районе монумента «Беларусь Партизанская».

 

Дорога

 

Здесь же находятся несколько старых отселенных двухэтажек, территория под которыми давно предполагается к уплотнению, но пока безуспешно.

 

Двухэтажный дом

 

С противоположной же стороны улицы, на высоком холме, окруженном остатками того самого реликтового леса, стоит огромное здание бывшего ДК стройтреста №5. Сейчас оно занято Центром внешкольной работы «Золак» и, вероятно, по этому случаю покрашено поверх бордовой глазурованной плитки в розовый цвет.

 

Золак

 

За Дворцом культуры, почти у самой промзоны, находится один из самых известных долгостроев Минска. Здание физкультурно-оздоровительного комплекса МАЗа, возведение которого началось в самом конце 1980-х, было доведено до очень высокой степени готовности, а потом, по совершенно непонятным причинам, даже не законсервировано до лучших времен, а просто брошено.
 
Недостроенный ФОК МАЗа

 

Теперь посмотрим, как выглядит южная половина поселка изнутри. На перекрестке ул. Чайкиной и Шоссейной стоит здание так называемого Нового драматического театра, прекрасно иллюстрирующее собой традиции современного белорусского зодчества. Здесь сиреневая и малиновая колористика боковых фасадов непостижимым образом сочетается с фасадом главным, отделанным бежевым керамогранитом и врезанным под углом участком зеркального синего стекла. Для пущей красоты входная группа оформлена небольшим белым классическим портиком. Все вместе выглядит богато, но несколько дегенеративно.

 

Перекресток Чайкиной и Шоссейной

 
Это бывший районный кинотеатр «Родина», построенный по популярному типовому проекту двухзального кинотеатра второй половины 1950-х (в Минске такими были еще сохранившиеся «Мир» и «Комсомолец», а также снесенный кинотеатр «Беларусь»). На здании висит афиша фильма «Оптимистическая трагедия», лидера кинопроката 1963 года. Фотография, скорее всего, сделана тогда же.
 

Кинотеатр Родина

 

Перспектива улицы Чайкиной. В глубине поселка, за пределами центральных районных улиц и площадей, застройка теряет в этажности, приобретает типовые черты, но остается уютной и комфортной. Просторные зеленые дворы, когда-то тихие улочки, сейчас заставленные автомобилями работников автозавода, благоустроенные квартиры. Быть человеком труда в 1950-е было, в общем-то, неплохо. Конечно, если тебе повезло устроиться на правильное предприятие.

 

Улица Чайкиной

 

Среди зданий первого послевоенного десятилетия систематически попадаются более поздние вставки, и этим район также отличается от поселка МТЗ. Зато автозавод создал для своих сотрудников куда более развитую инфраструктуру. Вот типовой бассейн «Янтарь» (в Минске есть еще похожие «Волна» и «Орленок»).

 

Универсам

 

Универсам, когда-то называвшийся «Рабочим». Розовый цвет с рабочими ассоциируется слабо, если, конечно, не считать фрезеровщиков Челябинского трубопрокатного, но он все равно не мешает после смены автозаводцам группками предаваться у входа нехитрым пролетарским слабостям.

 

Универсам

 

Перекресток Чайкиной и Трудовой. Здесь же стоит бюст партизанки Лизы Чайкиной.
 
Бюст Чайкиной
 

Перспектива Трудовой. Слева — баня, вдалеке еле заметен оранжевый самосвал-памятник МАЗ-205 перед центральной проходной предприятия.

 

Улица Трудовая в Минске

 

Вид в противоположную сторону площади перед ДК.

 

Перед ДК

 

Похожий ракурс на фотографии начала 1950-х. Справа какой-то киоск, похожий на табачный, а вдалеке еще нет никакого ДК МАЗа.

 

Ракурс с ДК

 

Сама улица Трудовая ныне тупиковая, упирается в подземный переход под Партизанским проспектом, но створ ее торжественно оформлен башнями-близнецами.

 

Улица Трудовая

 

Перспектива Трудовой на фотографии начала 1950-х.

 

Перспектива улицы Трудовой

 

А перед этими башнями — большая площадь заводского Дворца культуры. Изначально, конечно, планировалось, что его займет монументальное здание в общей классической архитектурной стилистике поселка, но до 1955 года ДК построить не успели, да и вообще предприятие долго не имело культурного учреждения, соответствовавшего его масштабам. Только в 1975 году на площади открылся новый большой Дворец культуры и техники Минского автомобильного завода, возведенный по типовому проекту московского ЦНИИЭП им. Мезенцева с индивидуальной привязкой архитектора И. Левина. Перед ДК устроен небольшой сквер, имеется фонтан, а сценическая коробка ранее была украшена огромным серпом и молотом. Сейчас их место занимает логотип МАЗа.

 

Дворец культуры МАЗ

 

Еще перед Дворцом культуры относительно недавно была установлена скульптура взгромоздившейся на зубра дамы со стягом.
 

Скульптура

 

По обе стороны от ДК вдоль Партизанского проспекта выстроен ряд похожих трехэтажек, в которых ранее размещались заводские общежития, позже, с постепенным увеличением размеров жилищного фонда, превращенные в обыкновенные жилые дома с индивидуальными квартирами.

 

Трехэтажные дома

 

Застройка нечетной стороны проспекта в сторону выезда из города.

 

Партизанский проспект

 

Застройка четной стороны менее цельная. Здесь послевоенные жилые дома заканчиваются еще до перекрестка с ул. Шоссейной, который отмечен девятиэтажным домом 1968 года. Тогда это было первое высотное здание в ближайших окрестностях, и потому получило в среде местных жителей прозвище «девятка» или «девятиэтажка». Уточнять, какая — смысла не было, других в 1968 году рядом не существовало.

 

Партизанский проспект

 

Уже куда позже, в конце 1980-х — начале 1990-х годов, рядом с «девятиэтажкой», на первом этаже которой размещался продуктовый магазин, появилось несколько краснокирпичных башен, также построенных МАЗом для своих сотрудников.

 

Краснокирпичные дома

 

Эти башни были одним из первых примеров уплотнения поселка автозавода, ведь их возвели на месте кварталов послевоенных индивидуальных коттеджей по ул. Мичурина. Фотография 1951 года.

 

Мичурина

 

В таких домах, пусть порой и на две семьи, жить в сосновом бору было, вероятно, вполне комфортно.

 

Старый дом

 

Еще одна старая фотография 1950 года показывает вид от перекрестка с ул. Шоссейной на заводские общежития. Площадь перед ДК вдалеке слева. На месте забора на переднем плане сейчас лестница к девятиэтажке 1968 года.

 

Старое фото

 

В сторону выезда из города этажность застройки поселка постепенно понижается. На этой фотографии хорошо видно, как трехэтажки вдалеке сменяются двухэтажными домами.

 

Двухэтажные дома

 

Это прекрасные 8-квартирные жилые дома, спроектированные арх. А. Великановым. Обратите внимание на классические портики подъездов и боковые балконы с баллюстрадами, на первом этаже застекленные жителями и фактически превращенные в летние веранды дачного типа.

 

8-квартирные дома

 

Дом сразу после окончания строительства.

 

Дом

 

А вот общий вид окраины поселка автозавода в сторону центра города. Слева индивидуальные коттеджи, на месте которых сейчас краснокирпичные башни, справа — застройка из восьмиквартирных жилых домов. Будущий Партизанский проспект, по сути, представляет собой загородное шоссе, но задел под перспективное расширение предусмотрительно оставлен.

 

Окраина поселка

 

В 1970-е – 1980-е же годы напротив него, у перекрестка с ул. Енисейской (сейчас Варвашени), автозаводом был построен ансамбль краснокирпичных зданий: 9-этажного с комплексом учреждений общественного назначения на первом этаже, 16-этажной высотки и пристроенного к последней универсама.

 

Краснокирпичные здания

 

Первым в 1974 году появился девятиэтажный протяженный жилой дом на 240 квартир с характерными металлическими экранами балконов (затем этот мотив, сочетание цветного кирпича и серого металла балконов, использовался автозаводом в других своих жилых домах). Среди местных жителей этот дом стал известен как «Красный», так что Красных домов в Минске как минимум два: этот и на ул. Танка.

 

9-этажный дом

 

Здание построено на перепаде рельефа, вход в подъезды организован на специальной приподнятой платформе, под которой расположен еще один, технический этаж.

 

Здание

 

16-этажку на 121 квартиру сдали только к 1985 году.

 

16-этажный дом

 

С высоты ее верхнего этажа открываются прекрасные панорамы северной половины поселка автозавода.

 

Панорама с крыши

 

Застройка первого послевоенного десятилетия крупнее. Справа вверху видны 19-этажные высотки, первенцы новой волны уплотнения района.

 

19-этажные высотки

 

Но пока большинство капитальных зданий, построенных в конце 1940-х — начале 1950-х, стоят на своих местах. Здесь в глубине застройки шум всегда оживленного проспекта и околозаводская суета кажутся чем-то далеким. Летом эти дома утопают в зелени, чужаки сюда заходят редко, да и пролетарский фон за прошедшие десятилетия существенно размылся. Лихая слава «Автаза» во многом осталась в том государстве, которое этот район и породило.

 

Капитальное здание

 

Парадоксально, но те времена были для поселка лучшими. Старый детский сад.
 
Старый детский сад
 
Средняя школа №25 на ул. Седова, давно уже не работающая.
 
Школа на улице Седова
 
В скверике за ней спряталась аллея пионеров-героев.
 

Аллея пионеров

 

Даже слава, пусть и локальная, минского «Торпедо» — дело давно минувших дней.
 
Торпедо
 
Улица Челюскинцев.
 
Улица Челюскинцев
 
Вновь ул. Центральная, вид в сторону главной районной площади. Часовая башня размещена строго по центру перспективы магистрали. Многих смущает такой топоним фактически на окраине города. Ну какая, мол, тут может быть Центральная? Когда-то эта улица носила гордое имя проспект Красных партизан, но с переименованием в 1968 году Могилевского шоссе в Партизанский проспект городские власти решили, что двум проспектам в честь партизан в одном месте не бывать, и пришлось меньшему из них стать пусть и Центральной, но улицей. С другой стороны, это название подтверждает: поселок автозавода — вещь в себе. Ну и что, что на окраине? Тут же эта улица главная!
 
Улица Центральная
 
Впрочем, городская застройка кончается тут же. Если повернуться на 180 градусов, видишь фрагмент приговоренного массива индивидуальных домов, многие из которых рано или поздно будут снесены.
 
Частные дома
 
Но пока, бродя по этим улочкам и переулкам, по-прежнему можно наткнуться на небольшую уютную послевоенную школу с сакраментальным лозунгом «Учиться, учиться, учиться» в медальоне на фронтоне.

 

Послевоенная школа

 

Заброшенный и погоревший, но все равно красивый особняк, где, возможно, когда-то жил знатный автозаводец или квалифицированный инженерно-технический работник.
 
Заброшенный особняк
 
Еще работает районная баня с очередным наблюдательным пунктом МВПО на крыше.
 
Баня
 
И даже сохранилось настоящее «сталинское баракко», возможно, последний или один из последних значимых массивов такой застройки, жить в которой после войны довелось тысячам минчан.
 
Сталинский барак
 
Тут есть даже настоящий кампус целого вуза, пусть и коммерческого, переоборудовавшего часть бывших жилых бараков и многоэтажных домов поселка под собственные учебные корпуса и интернаты.
 
Памятник
 
Порой кажется, что время тут решительно остановилось.
 
Старый дом
 
Но обернувшись, понимаешь, что новое наступает и делает это пусть и медленно, но неумолимо.
 
Автозаводской поселок
 
Городские власти имеют на поселок автозавода большие планы. Предполагается освоение по крайней мере всей северной половины района, особенно массива частного сектора в его глубинах. Четыре высотки М111-90, появившиеся недавно на ул. Одесской, можно считать первой очередью.
 
Жилой квартал в Автозаводском поселке
 
Но и капитальной 2—4-этажной застройке, включая парадный фасад вдоль Партизанского проспекта, вполне возможно достанется. Отчего-то в высоких кабинетах считается, что она недостаточно представительно выглядит для стратегического гомельского и особенно могилевского въезда в город, откуда, как известно, наша страна получает только все самое лучшее. Темным цветом на макете выделены здания, которые должны будут создать новый архитектурный ансамбль финального участка Партизанского проспекта.
 
План Партизанского проспекта
 
Разумеется, работники МАЗа жили не только в описанном районе. У завода был даже собственный дом на проспекте Сталина, позже Ленинском и Скорины, сейчас Независимости, в квартале между ул. Комсомольской и Ленина.
 
Жилой дом автозавода
 
Сотни семей автозаводцев построили или получили индивидуальные дома в Северном, Западном и Южном поселках. Северный и Западный продолжают более-менее благополучно существовать. Южный же, в основном с домами барачного типа, давно снесен, и на его месте размещаются ныне корпуса Минского завода колесных тягачей. Существует и Молодежный поселок в районе ул. Кабушкина, также застраивавшийся заводом. Но все это особые образования, которые когда-нибудь, возможно, дождутся отдельного рассказа.

 

Источник: Onliner.by


Рекомендуем вам:













Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости района Автозавода




Каталог района Автозавода


Автозавод