На улице Розы Люксембург повеяло стариной. На участке от проспекта Жукова до улицы Щорса во время дорожных работ открылась булыжная мостовая. Прежде чем дорожные рабочие заложат красоту двухслойным асфальтом, нам захотелось разобраться в истории этой каменной дороги.
Местный житель Олег Александрович проходил мимо, как раз когда мы фотографировали дорогу. На вопрос, знает ли он что-нибудь о происхождении булыжной мостовой, сказал так:
«Да вся «розочка» в брусчатке. Я когда в армию уходил в 1976 году, она уже была. Не помню, с какого года».
В каком году булыжник закатали в асфальт, Олег Александрович тоже не помнит, потому как после армии долгое время в этот район города не возвращался.
Руководство «Ремавтодора» Московского района (а именно эта организация проводит ремонт асфальтовой дороги) история каменной дороги не интересует.
«Что тут удивительного? Каменная и каменная. У нас сейчас другой век, другие технологии», - сказали там.
И уточнили, что капитальный ремонт на Розы Люксембург будут вести аж до 1 октября.
Вопрос о происхождении дороги на "розочке" белорусских историков поставил в тупик. Очень редкие из них брались хотя бы предположить, кто и когда мог ее проложить.
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович сказал так:
«Нужно съездить на эту дорогу, посмотреть, соотнести с планировочными схемами... Честно говоря, не хочется тратить свое время на это, потому что всё все равно будет уничтожено! Дорогу зароют, а значит, и говорить тут не о чем. Есть более насущные вопросы».
В Институте истории Национальной академии наук заведующий отделом археологии средневекового периода Вадим Кошман смог лишь предположить:
«Возможно, это дорога годов 1930-х. Больше ничего сказать не могу, поскольку она находится вне исторического центра».
Заместитель заведующего отделом археологии средневекового периода Александр Медведев нашей информации удивился, сказав:
«Очень странно. Эта территория долго не входила в городскую черту и сильно старой каменная дорога не может быть. С другой стороны, строительство этой дороги может быть связано с железной дорогой, которая там неподалеку».
К слову, в книге «Практика советского градостроительства» отмечено: «Благоустройство Минска во второй половине XIX века сводилось лишь к постройке водопровода в центральной части города и проведению конно-железной дороги, служившей основным видом городского транспорта в дореволюционном Минске. Только на двух улицах в центральной части города были устроены булыжные мостовые. Подавляющая часть городских улиц утопала в грязи...».
Как видим, мнения историков по поводу булыжной дороги на Розы Люксембург удивительно разнятся. А когда не может помочь наука, самое разумное - спросить у старожилов.
«В 57 году мы приехали сюда, не было ничего», - рассказала нам бабушка, что живет неподалеку от загадочной дороги, на 2-м переулке Стасова. - «Никакой дороги у нас не было. Сразу за нами, где сейчас Розы Люксембург, было колхозное поле, а на месте дороги - тропинка, вытоптанная дорожка, никакого камня, вы что! А по эту сторону тропинки стояли навозные бочки колхозные и скоро начиналось болотце. Там потом школу построили».
По рассказам бабушки, от улицы Щорса шла протоптанная дорожка на кирпичный завод (в районе нынешнего Бетонного проезда). Однако она вся была изрыта канавами, через которые женщин мужчины иногда переносили на руках.
Мы попросили вспомнить, когда же, в таком случае, проложили асфальт.
«Школу построили примерно в 1965 году, вот тогда и положили асфальт», - отвечают местные.
С другой стороны, вспоминая слова собеседника, приведенные в самом начале статьи, и в 1976 еще была «брукаванка»...
Другой местной жительнице, маме Надежды Николаевны, дом которой на улице Фанипольской, - 90. Сама бабушка из дома не выходит, но через дочку передала журналисту, что «дороги не было, а на горке, где сейчас останавливается 49-й автобус, рожь колосилась». Речь идет как раз об улице Розы Люксембург. Вот вам и немцы с девятнадцатым веком...
Но, какого бы времени ни была эта каменная дорога, тот факт, что она снова окажется под асфальтом, не радует. Ведь у нас нет такого исторического центра, как во Львове, например, сплошь укрытого брусчаткой. А значит, можно было бы хоть такие, найденные вдруг кусочки прошлого, хранить...
А где же в городе есть еще открытые участки? Как навскидку вспоминают знатоки Минска, «брук» можно увидеть сегодня на улице Гало, на перекрестке улиц Судмалиса и Планерной, а также между трамвайными рельсами на углу Чапаева-Бядули. А вот там, где улица Карла Маркса спускается к парку Горького, в районе Дома офицеров, и вовсе можно увидеть настоящую брусчатку. Есть она и в Троицком предместье, однако это новодел из старых камней, перенесенных туда с других городских улиц.
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?