«Когда за плечами багаж знаний, приди сюда, выложись, покажи, что ты можешь!»
Выпускница филфака БГУ Бажена Ганушкина за последний год успела окончить 5-й курс, сдав госэкзамены и защитив дипломную работу, написать три научные публикации, посвященные давнему своему увлечению – сравнительному анализу белорусской и болгарской литературы, и поступить в магистратуру. При этом наша героиня второй год работает учителем белорусского языка и литературы в 31-й гимназии.
– За время учебы в БГУ успела поработать лаборантом кафедры истории белорусской литературы и даже журналистом на одной из радиостанций, – говорит Бажена. – Однако поняла, что важно не только самому накапливать знания, но и передавать их другим. Школа для этого – лучшее место.
Молодой специалист обучала родному языку учеников 8-х и 11-х классов, а с нового учебного года будет вести белорусский еще и у пятиклассников. Сейчас Бажена с улыбкой вспоминает, с какими чувствами впервые шла на урок к старшеклассникам.
– Открыла дверь кабинета, а там за партами крепкие парни намного выше меня, взрослые на вид девушки, казалось, чуть ли не ровесницы. Прошла мимо них к учительскому столу и подумала: «Кажется, будет сложно», – говорит собеседница.
По словам Б. Ганушкиной, на поверку все получилось проще, чем ожидалось. Старшеклассники понимали, что впереди их ждет централизованное тестирование, а значит, лучше выучить что-то во время уроков, чем этим же заниматься в свободное время, а то и по ночам. Зато у восьмиклассников пышным цветом цвела пора влюбленностей, страданий и переживаний, им было совсем не до белорусского языка и литературы. Тут приходилось стоять над учениками и объяснять материал еще и еще раз, заодно напоминая, что эти знания обязательно понадобятся. Почему – поймут ближе к 11-му классу.
– Что делает Бажена Юрьевна, если замечает романтические записки, летающие между партами?
– Записки? Это так несовременно! Писать на бумаге уже давно не комильфо (смеется. – Прим. автора). Теперь у нас есть «Вайбер», «ВКонтакте», «Фейсбук», поэтому в основном приходится забирать мобильные телефоны. Вибрирующий мобильный на уроке уже нормальная ситуация. Работает и вечная отговорка: «Мне мама звонит!» Правда, выходя из кабинета, нередко шепчут в трубку: «Да, любимый!» А в остальном ребята такие же, какими были мы. Разве только благодаря системе предметных олимпиад и научно-практических конференций ученики раньше выбирают направление, по которому хотят получать более глубокие знания.
…Учитель географии Николай Хомич, который, как и Бажена, пришел в гимназию в прошлом году, также не испытывает сложностей в общении с учениками. Изначально стать педагогом молодой человек не планировал – его привлекает сфера бизнеса, управления и финансов. Что неудивительно, ведь у Николая три высших образования: он дипломированный финансист, магистр экономических и бакалавр географических наук.
– На геофаке БГУ получил специальность «Региональная социально-экономическая география», – объясняет собеседник. – До 1990-х годов она ассоциировалась с руководителями районов, их помощниками. Сейчас же четкого определения специальности нет, а отработать по распределению после окончания вуза обязательно. Поэтому два года буду трудиться учителем. Теперь это моя работа, и ее нужно делать хорошо.
По словам Н. Хомича, на уроки к своим 6–8-м классам он идет с удовольствием. Нравится искренность ребят, их постоянное желание «повыеживаться» (в хорошем смысле слова) друг перед другом и перед учителем.
Собеседник уверен: выпускникам вузов, не только педагогических, полезно год-другой поработать в школе.
– Когда за плечами багаж знаний, приди сюда, выложись, покажи, что ты можешь! Здесь есть куда расти в профессиональном смысле, – утверждает молодой учитель. – И незачем таскать с собой гору негатива вроде «Меня заставили, мне это не надо». Быть учителем – это нормально. Здорово, если человек получил такой опыт.
«Урок белорусского – уже ситуация нестандартная»
Уроки географии в гимназии № 31 не ограничиваются знаниями из учебника. Шестиклассники, к примеру, прямо в школьном дворе учатся определять направление по азимуту, прокладывать маршруты, без линеек и рулеток рисовать схемы. К занятиям ребята готовят фотоотчеты о собственных путешествиях, показывают на уроках магнитики из разных стран, куда они ездили с родителями. Вместе с тем, отмечает учитель, современные дети слишком много получают сразу и теряют желание добывать что-то самостоятельно.
– В 15 лет объездить пол-Европы? Пожалуйста! Конечно, это хорошо. Но если при этом ребенок не может показать на карте Польшу или назвать столицу Германии, то в чем польза от таких поездок? – задается вопросом Николай и старается, чтобы на его занятиях ученики получили как можно больше практических знаний. Чтобы и в лесу не заблудились, и знали, что на Мальдивы не стоит ехать, когда в Беларуси лето, – в это время на островах сезон дождей.
На своих занятиях Бажена, конечно, не предлагает классу вычислять азимут или рисовать план местности.
– В нынешнем году отмечался юбилей Евгении Янищиц. Вместе с учениками 11-х классов организовали литературно-музыкальную гостиную, где читали стихи, пели песни, на которые были переложены произведения поэтессы, готовили о ней презентации, – приводит пример учитель белорусского языка. – Урок контроля, который провели через некоторое время, показал: знания, полученные в нестандартной ситуации, усваиваются лучше, чем на обычных занятиях. Хотя сам урок белорусского – уже ситуация нестандартная. Ученики не привыкли разговаривать на родном языке.
Молодым педагогам уже есть чем гордиться. В прошлом учебном году 11-классница под руководством Бажены заняла 3-е место на республиканском этапе научно-практической конференции, а восьмиклассница получила диплом II степени на районной олимпиаде по белорусскому языку.
Десятиклассница под руководством Николая составила туристический маршрут на тему «Культурное наследие как ресурс для туристического освоения Минска на примере еврейского этноса» и получила диплом II степени на городском этапе научно-практической конференции по географии.
– Вместе с другими специалистами готовил команду Минска к республиканской олимпиаде по географии. Итог тоже радует: 11-классник занял первое место, 9-классник – третье. Еще один ученик 9-го класса отобран для подготовки к международному этапу предметного первенства. А в интернет-олимпиаде трое учащихся 6–8-х классов получили дипломы III степени, – не без гордости рассказывает Н. Хомич.
«Когда я училась в школе, учитель для нас был богом»
Николай уверен: статус учителя в глазах ребенка и его родителей далеко не самый высокий.
– Дело совсем не в деньгах – ведь многие люди и на работе с более низкой зарплатой вполне комфортно себя чувствуют, – объясняет педагог. – Но вот пример: ребенок участвует в конференциях, олимпиадах, ему это нравится, и тут родители заявляют: «Он больше не будет этим заниматься, ему нужно другое». И при этом к мнению и доводам профессионала, который проводит с их ребенком чуть ли не целый день, они не прислушиваются. В такой ситуации ученик, конечно, подчинится воле родителей. Но давайте посмотрим, что он может потерять. Говорят, география не перспективна. Но у нас на самом деле очень сильная школа географии. Например, в прошлом году с международной олимпиады в Индии 4 белоруса привезли бронзовые медали. Что это дает? Возможность стать студентом любого вуза в мире без экзаменов. Мы можем готовить таких победителей, и у них есть возможность участвовать в мировых предметных первенствах. Но родители почему-то уверены в обратном и мнение учителя в расчет не берут.
В то же время Бажена на собственном опыте убедилась: к педагогам прислушиваются, даже несмотря на их молодость.
– С нового учебного года взяла пятый класс и почти все лето плотно общаюсь с мамами и папами новых учеников, – говорит Б. Ганушкина. – Я вижу, для этих родителей существует авторитет учителя. Они прислушиваются к моему мнению, хотя в гимназии я проработала всего год. Вместе с тем отношение учеников к своим педагогам изменилось в корне. Когда я училась в школе, учитель для нас был богом: где он живет, чем увлекается, что происходит в его семье – всегда оставалось за кадром. Теперь же дети знают об учителе иной раз больше, чем хотелось бы. Но это не отменяет доверительных отношений, скорее, наоборот.
«Как вас найти «ВКонтакте?»
Этот вопрос постоянно задают Николаю его ученики. Однако наш герой не самый активный пользователь социальных сетей, ему больше по душе живое общение. Но исключения все же бывают.
– Когда проходил чемпионат мира по хоккею, поспорили насчет исхода матча Беларусь – Финляндия. Класс разделился на два лагеря болельщиков – одни, как и я, сделали ставку на нашу команду, другие – на финнов. Договорились так: кто проигрывает, тот покупает торт, а кто выигрывает, тот, соответственно, этот торт кушает, – с улыбкой вспоминает учитель. – Весь вечер переписывался в Сети со всем классом сразу, обсуждая перипетии матча. Увы, белорусы тогда проиграли, и мы, верившие в победу нашей команды, честно принесли торт на следующее занятие.
Б. Ганушкина считает, что социальные сети удобны для организации учебного процесса, поэтому в Интернете ее найти можно куда чаще.
– Мои восьмиклассники создали в сети группу, связанную именно со мной, – рассказывает учитель. – Там, например, всегда можно посмотреть домашнее задание. «ВКонтакте» был? В группу заходил? Значит, «домашку» должен был сделать и никаких «отмазок» в этом случае быть не может. А со старшеклассниками в Интернете часто обсуждаем фильмы, книги, спектакли. Так что одними лишь уроками наше общение не ограничивается.
«Если не можешь ухаживать за цветами, сумеешь ли заботиться о чем-то или ком-то другом?»
…Находится у молодых учителей и свободное время. Николай, например, занимается фитнесом. Фикусы для молодого человека – еще одно увлечение.
– Зная, что Бенджамин Франклин мой кумир, однажды мне подарили несколько ростков фикуса Бенджамина. После этого я и увлекся растениями, – говорит географ. – Уход за ними учит организовывать собственное время, дисциплинирует. Это своеобразный индикатор. Если растение чахнет, значит, ты что-то делаешь не так. С другой стороны, если не можешь ухаживать за цветами, сумеешь ли заботиться о чем-то или ком-то другом?..
Свободное время Бажены занимает семья и наука. Ее нередко можно встретить в библиотеке с горой книг на столе.
– Сопоставительный анализ белорусской и болгарской литературы – это то, чем я интересуюсь, чем живу, – говорит Б. Ганушкина. – Близкие меня понимают, и я им за это очень благодарна.
…Молодые педагоги сейчас не могут сказать однозначно, будут ли они так же сидеть за учительским столом через десяток лет.
– Найти себя я могу либо в науке, либо в образовательной сфере, – рассуждает Бажена. – В этом году поступала в магистратуру, чтобы реализовать свои возможности именно в научном направлении. Но это не значит, что, выбрав в науку, целиком уйду из образования и наоборот. Одно другому не мешает.
– Для молодых специалистов школа – лучшее место, чтобы проявить себя. Кроме того, когда ты сам в этом поварился, знаешь все изнутри, сможешь составить об образовательном процессе собственное объективное мнение и будешь воспитывать в своих детях уважение к школе и учителям, – уверен Николай.
Источник: «Минск-Новости»
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?