Журналисты портала realt.by рассказывают, как район постепенно превращается в аналог Каменной Горки.
Квартал состоит из девяти 19-этажек, 3 из них – коммерческие новостройки, жилье в которых предлагали широкому рынку, две – арендные, четыре строились для сотрудников Парка. Остальные здания представляют собой офисы компаний-резидентов и администрацию ПВТ. Из социальной инфраструктуры – переполненный детский сад, совмещенный с начальной школой, физкультурно-оздоровительный комплекс, предназначенный только для работников IBA, и квартира в многоэтажке, переоборудованная в скромный продуктовый магазин на 20 кв.м. На территории микрорайона нет ни одного банкомата.
Жильцов ПВТ можно условно разделить на три категории: первые строились в коммерческих домах, которые предлагались широкому рынку. Среди них – как обычные люди, так и сотрудники Парка, для которых была предусмотрена скидка.
Лишь немногие организации-резиденты ПВТ возводили дома самостоятельно в качестве заказчиков. Два дома построил EPAM Systems, один – «Системные технологии», еще в одном получили прописку работники нескольких компаний-резидентов, например IBA. Будущие жильцы формировали ЖСПК, экономя на прибыли застройщика.
Помимо этого, некоторые компании давали займы на жилье ценным сотрудникам. Например, EPAM Systems кредитовал покупку и строительство квартир в долларах под 7,5% годовых сроком на 5 лет. Размер займа мог составить не более $50 тыс., а его доля не превышала 70% от цены квартиры.
Наконец, третья категория – жители арендных домов. Больше половины арендных квартир распределяют компании-резиденты среди своих сотрудников. Остальные населены судьями, прокурорами и работниками КГК.
Кроме силовиков и программистов в квартале живет самая разношерстная публика, и, по субъективным ощущениям собеседников, меньше половины из них работают в офисах, расположенных на территории ПВТ.
– С точки зрения контингента нам повезло, – считает Татьяна, QA-инженер одной из крупных компаний-резидентов ПВТ. – В районе живут не только IT-шники, и не только продвинутая молодежь. Есть пара десятков пенсионеров. Кого здесь никогда не встретишь, так это алкоголиков.
Оказался далек от реальности и миф о повальной автомобилизации местных жителей. Даже те из них, кто работает за пределами парка, часто обходятся без машины. Например, программист Александр, компания которого не входит в Парк высоких технологий. Его тезка, работающий в EPAM Systems, тоже ездит на общественном транспорте. Офис находится в районе метро «Уручье», путь до работы занимает 20-30 минут.
В среднем жители ПВТ имеют один автомобиль на семью. Среди автовладельцев некоторые непрочь ездить до работы на общественном транспорте, но сообщение не позволяет:
– Мой офис находится в центре города, – рассказывает Александр, программист частной организации, которая не состоит в Парке. – Ехать одному через весь город на машине – непозволительная роскошь, которая противоречит моим убеждениям. Но путь на общественном транспорте занимает не меньше часа, а собственный автомобиль довозит меня до работы за 20-25 минут.
Квартира в одной из многоэтажек переоборудована в скромный продуктовый магазин. Его общая площадь — 25 кв.м, 5 из которых — склад. Ассортимент товаров соответствующий. Магазин работает с 9 утра до 9 вечера.
– Однажды я простоял здесь в очереди целый час, – рассказывает программист Александр. – Внутри магазина помещается человек пять, так что очередь тянулась через весь пандус. С тех пор я туда не хожу, но подозреваю, что такая ситуация повторяется каждый будний вечер.
Для того чтобы обеспечить себя провизией, местные жители заказывают доставку продуктов через интернет. По их словам, в микрорайоне постоянно курсируют курьеры. А вот решить вопрос с лекарствами оказалось гораздо сложнее:
– Не дай бог заболел ребенок – аптеки рядом нет, – сетует Татьяна, QA-инженер, а ныне – мама в декрете. – Либо ждешь, пока муж с работы вернется, либо с больным ребенком едешь за лекарством. Многие наловчились: держат хорошую аптечку дома или просят лекарства через скайп-чат жильцов, который мы организовали в этом районе. Только эти чаты порой и спасают.
Детский сад и начальную школу в микрорайоне построили через полгода после того, как сдались все дома, за что жители очень благодарны городу. Учреждение возводилось за счет бюджета, но мест в нем категорически не хватает.
– Сад рассчитан на 120 человек, а детей в нем как минимум в полтора раза больше. Жильцам квартала очень сложно попасть в этот сад, сюда везут детей всех ближайших поселков и деревень.
Одним из аргументов в пользу строительства квартиры в этом районе для наших собеседников явился тот факт, что рядом с домами был запроектирован физкультурно-оздоровительный комплекс.
– Мы радовались, смотрели, как он строится, ждали открытия, а потом увидели этот забор и табличку: «Вход только для сотрудников IBA». Компания строила этот ФОК за свои средства, но чиновники считают, что норма выполнена, жители микрорайона обеспечены спортивным объектом и город им ничего не должен.
Район молодой, но мест на парковках уже не хватает. Жители паркуются на тротуарах, в том числе на безопасной пешеходной дорожке в детский сад и начальную школу. Младшим школьникам ничего не остается, кроме как идти на учебу по проезжей части.
Некоторые пешеходные дорожки внезапно заканчиваются прямо в середине квартала, другие спроектированы так, что приходится наматывать лишние сотни метров. Для заболоченной местности с перепадами высот проблема более чем актуальная. Многие дороги до сих пор не освещаются.
– Вместо того, чтобы сделать лестницу-пандус к детскому саду и Парку камней, жителям оставили опасный склон и возможность обойти его, намотав лишних 2 км. Люди, конечно, поднимаются в гору – так быстрее. И с колясками, и в гололед, и в межсезонье.
В планах города – построить на территории квартала еще пять многоквартирных домов. Наши собеседники опасаются, что с появлением новых жителей нагрузка на поликлиники сильно возрастет. Она и сегодня не маленькая: очередь к детскому ортопеду может длиться 5 месяцев.
Но строительство социальных объектов на территории ПВТ городские власти в ближайшее время финансировать не намерены. Поэтому жителям остается рассчитывать только на курьеров, платную медицину и взаимопомощь.
Несмотря на проблемы, о переезде никто из наших собеседников и помышлять не хочет: в стройку вложены силы, у многих остались финансовые обязательства перед работодателем, появились дети. Да и время не самое лучшее для продажи жилья: деньги, потраченные на строительство и ремонт, явно не отобьются.
– Некоторые квартиры в наших домах до сих пор не заселены, стоят неотапливаемые, без ремонта. Видимо, кто-то построил как вложение инвестиций, а продавать невыгодно – квартиры стоят дешевле, чем на стадии строительства несколько лет назад. Поэтому ждут лучших времен.
Рекомендуем вам: