Маргарита Бартулёва – девушка необычная: яркая запоминающаяся внешность, искренняя радушная улыбка и особый светлый взгляд на мир. Проводя часы за вышиванием, девушка, тем не менее, весьма активно проводит время: устраивает праздники для друзей, колесит по просторам нашей Родины в поисках новеньких узоров и вдохновляющих работ.
– Как в Ваших руках оказалась первая вышиванка?
– Для меня все началось с того, что мой молодой человек (теперь уже муж – прим. редакции) занимался вышивкой. Он делал различные промо-майки с логотипами, нашивки для одежды, которое особенно пользовались популярностью у байкеров. Мы всегда очень старались проводить время активно и необычно, поэтому однажды, готовясь праздновать Купалье, решили сделать всей компании подходящие костюмы. Разумеется, все наряды нужно было украсить вышивкой, чтобы соответствовать традициям. Тогда я еще совсем не занималась вышивкой, но уже наловчилась шить рубахи. Вот так и получилось, что первая вышиванка родилась из любви к шитью и желания весело провести время. Так как это была самая первая проба подобной вышивки, и мы совсем не знали правильной технологии, после стирки все наши старания скомкались. И вот тут как раз решающую роль в начале нашего дела сыграл здоровый интерес: а как сделать так, чтобы все было ровно, красиво и долговечно?
– И как стали обучаться технологии? У бабушки в деревне?
– У меня есть много книг по краеведению – кое-что можно было почерпнуть из них. Эта куча литературы осталась еще со времени учебы (по специальности Маргарита менеджер по туризму). Мы активно изучали материалы по развитию агроэкотуризма, где без изучения традиций – никуда. И, конечно, весь этот багаж пригодился в изучении орнаментов на первых порах. Но одних книг вскоре стало мало. Я стала примерно раз в месяц наведываться в различные музеи городов Беларуси. После таких поездок собралось множество фотографий и зарисовок орнаментов. К сожалению, не во всех музеях разрешена съемка, так что приходилось вооружаться карандашом. Также я регулярно обращаюсь к коллекции «Студэнцкага этнаграфiчнага таварыства». Они очень любят покритиковать наши с мужем работы, а мы в свою очередь прислушиваемся к замечаниям и стараемся все время расти.
– Вы с мужем работаете совместно над одними и теми же заказами?
– Нет, мы работаем совершенно по-разному. Я стараюсь делать вышивки точь-в-точь такими же, как и реально существовавшие орнаменты в белорусских костюмах. То, что я нахожу в книгах или фотографирую в музеях я стараюсь в точности передавать на ткани. А вот муж – он творит, создает нечто новое, придумывает собственные вариации орнаментов, вкладывает в них что-то свое. За каждый орнамент он садиться только в особом настроении, вкладывает в него свой глубокий смысл. К примеру, его новый орнамент называется «крапива» и он призван нести благополучие в отношения. Все зависит от того, что вкладывать в изделие при работе. У него это очень здорово получается. А вот когда я делаю копии старинных орнаментов, мне даже в музеях порой не могут подсказать точного значения некоторых из узоров.
– Просят ли вышить орнамент по собственному эскизу?
– Бывает и такое. Однажды попросили сделать что-то похожее на орнамент, который на белорусском флаге, но растянутый по-особому. У меня заказчик для своей знакомой делал двух голубков, которые немного отличались от тех, которые я видела ранее. В общем, креатива хватает и у заказчиков, но обычно большинство полагается на наш выбор.
– Как долго приходится корпеть над вышиванкой?
– Один из самых длительных этапов – это рисовка орнамента. В зависимости от того, насколько сложный готовится рисунок, этот процесс может занять от трех до семи часов. Сама вышивка занимает около двух часов, хотя, конечно, все зависит от объема работы и размера. Еще полчаса занимает обработка готового изделия, чтобы оно легко переносило стирки и влияние солнечных лучей. Конечно, по сравнению с полностью ручной работой это – пустяки.
– Работа ручная только частично, но материалы-то натуральные?
– Натуральной должна быть как минимум одежда, на которую наносится вышивка. Обычно мы используем хлопковые майки, рубашки или даже свитшоты. Сегодня к вышивке предъявляются уже совсем другие требования, нежели сотни лет назад: она должна быть яркой и износоустойчивой. Заказчик должен спокойно носить нашу одежду и не бояться стирать ее в машинке, а цвета – долго радовать глаз. Поэтому для вышивки мы используем вискозу и полиэстер. Конечно, такая вышивка держится намного дольше любой печати.
– А как пришла идея превратить хобби в бизнес?
- Поначалу это было просто увлечение, интересный досуг. Мы делали вышитые наряды исключительно для себя и наших праздников. К примеру, собственную свадьбу мы оформили в народно-купальском стиле. Для своего торжества мы совместно с Жанной Колтаковой сделали современные свадебные наряды, которые вписались в тематику нашего праздника. Фотографии некоторых работ появились в социальной сети – появился интерес. А затем мы приняли участие в «Дне вышиванки», которую устраивала «Арт Сядзiба». А вот в том, что мы начали продавать свои изделия, «виноваты» сами заказчики, потому что было очень много просьб. Вообще, в целом, это больше дело мужа. Я скорее верный помощник и усердный ученик. Но в целом, я занимаюсь не только вышиванками. Я зарегистрирована ремесленником: делаю разные обереги, фартуки с вышивкой для хозяюшек в национальной тематике, шью игрушки льняные и многое другое.
– И сколько Вы берете за работу?
– Стандартное поло с вышивкой стоит у нас около 400-450 тысяч. Если работа индивидуальная и более сложная, конечно, стоимость будет выше. Мы продаем наши изделия в нескольких магазинах в Минске, но заказать можно и у нас через группу «Вконтакте». Конечно, заказчик может прийти и со своей вещью, обязательно новой и подходящей для вышивки – тогда мы это обойдется дешевле.
– Вышиванки – это сегодня своего рода тренд. Много ли заказов?
– За майками вышиванками действительно довольно часто обращаются молодые люди. Но бывают и заказчики постарше: для них мы делаем вышивку на их одежде или крое. Обычно мы довольно равномерно загружены заказами, поскольку работаем не только над вышиванками: делаем нашивки и другие работы, связанные с вышивкой. Но, конечно, вышиванки пользуются большим спросом к теплому времени года, когда люди хотят щегольнуть на фестивале или народном празднике. К Купалью, например, многие очень активно готовятся. Кроме того, это действительно становится модно. Мы сотрудничаем с некоторыми белорусскими дизайнерами. Самое плодотворное у нас было с Жанной Колтаковой: мы вместе создавали костюмы для народных коллективов и артистов, сотрудников музеев и т. д. Но я бы не назвала вышиванки модным трендом. До сих пор на людей, которые в повседневном гардеробе имеют вышиванку, смотрят удивленно.
– Вы говорили, что многие готовятся к Купалью. Как нужно одеться, чтобы соответствовать праздничному поводу?
– Купалье – это ночной праздник, все основные действа завязаны на сумраке: поиски в ночном лесу «папараць-кветкi», бросание венков и прочее. Поэтому стоит одеваться в светлое: так вы будете на виду и не потеряетесь. Девушкам лучше придерживаться женственного стиля: платья, юбки, блузы в вышивке. Мужчины могут облачиться в штаны и рубахи, которые также декорированы соответствующим орнаментом, а еще лучше, если подыскать тканый пояс. Традиционно люди на Купалье одевались во все самое лучшее – в парадно-выходное, так сказать.
Автор: Юлия Шрамкова, «Близкие Новости» Фото из личного архива Маргариты Бартулевой
Рекомендуем вам: