В Беларуси завершился сезон работы прокатных электросамокатов. Один из операторов сервиса поделился с Blizko.by интересной статистикой и картой перемещения ездоков. Оказывается, электросамокаты в основном используются совсем не для тех целей, о которых могут подумать многие читатели.
Blizko.by рассказывал: сезон аренды средств персональной мобильности в Минске завершился в пятницу, 15 ноября. А новый сезон начнется только с 15 марта. Таким образом, пять месяцев прокатных электросамокатов не будет.
Читатели могут заметить, что некоторые электросамокаты до сих пор стоят на улицах. Даже сегодня, спустя три дня после крайней даты, десятки самокатов можно видеть в разных уголках Минска. Это действительно так. Но при этом можно заметить, что «приборная панель» этих самокатов светится не зеленым, а красным цветом. Это значит, что арендовать самокат нельзя.
Кроме того, отметим: сезон завершился только для тех прокатных (шеринговых) электросамокатов, которые стояли на улицах Минска. В традиционных пунктах проката снаряжения («где взял, там и сдал») электросамокаты можно взять до сих пор по цене от 10 рублей в час и от 20 рублей в сутки. Также нет никакого запрета ездить по городу (кроме отдельных зон) на своем личном электросамокате.
Blizko.by рассказывал, что в прошлом сезоне в Минске работали сразу пять шеринговых компаний: Whoosh (желто-оранжевые самокаты), Eleven, Kolobike (у обоих — желтые самокаты), Jet (голубые), BusyFly (темно-оранжевые). В этом году свои самокаты на улицы выставили только две компании: Whoosh и Eleven. Остальные три компании так и не начали работать в Минске, сообщив Blizko.by, что в сезоне-2024 их самокатов не будет. При этом самокаты компании BusyFly еще в апреле кое-где в Минске стояли на улицах.
Всего в городе были выставлены около десяти тысяч самокатов. У Whoosh, например, их было ровным счетом 5.007 штук.
Компания признает, что нередко на самокатах ездили пешеходы, нарушающие не только правила пользования сервисом, но и ПДД. В этом сезоне компания заблокировала 2.400 (!) пользователей за нарушение правил.
Blizko.by рассказал, что минские электросамокаты научились определять, когда на них едут сразу двое. Для этого технология анализирует более 50 параметров данных, применяет искусственный интеллект и методы машинного обучения.
Езда вдвоем запрещена правилами аренды самоката: сначала за это снижают скорость, а при повторных нарушениях и вовсе блокируют пользователя. Кроме того, это запрещено и правилами дорожного движения: это косвенно прописано в пункте 2.601 («Средство персональной мобильности») и прямо — в пункте 18.5.3 («Пешеходу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности, перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности»). И за это могут штрафовать по статье 18.20 Кодекса об административных нарушениях: «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)».
Такие жесткие санкции со стороны оператора способствовали тому, что более 99,5% поездок на самокатах компании в Беларуси проходят без каких-либо инцидентов.
Компания Whoosh поделилась статистикой передвижений электросамокатчиков. Поскольку на рынке присутствуют две примерно равные по числу самокатов и по тарифам компании, можно предположить, что сценарии использования самокатов у них будут похожими.
По сравнению с прошлым годом число поездок на самокатах компании выросло на 77% — отчасти это можно объяснить как раз тем, что три других оператора не работали в Минске в этом сезоне — вот их пассажиры и перешли к другим операторам. Средний пользователь совершает одну поездку каждые 2 недели, а средняя продолжительность поездки — 9 минут. А суммарная дистанция поездок за сезон превысила 7 миллионов километров! Несложно высчитать, что в среднем на каждый самокат приходится по 5,7 километра пробега в день. По данным, которыми делился с Blizko.by руководитель по внешним связям компании Даниил Капцан, средний пробег самоката за одну поездку — 1,2 километра, редко когда 1,5-1,7 километра.
Самыми популярными среди самокатчиков улицами стали проспекты Независимости, Победителей и Дзержинского. Широкие улицы с велодорожками вдоль них идеально подходят для «микромобильных» поездок. Также среди самых популярных улиц — Притыцкого.
Но не только длинные магистральные улицы привлекают самокатчиков. Компания поделилась с Blizko.by «тепловыми картами» поездок на электросамокатах. Первая — за 2024 год, вторая — за 2023-й. Цветовая градация такая: от синего (редкие поездки) к фиолетовому, красному, оранжевому и желтому (самые частые поездки).
Тепловая карта поездок на электросамокате в 2024 году
Тепловая карта поездок на электросамокате в 2023 году
По этим схемам видно, что одни из самых загруженных самокатами улиц — Кунцевщина в Каменной Горке, Лобанка на Западе, Шафарнянская в Уручье. По статистике, 8 из 10 пользователей совмещают поездки на самокате с другим общественным транспортом, причем существенная доля поездок начинается и заканчивается около станций метро. И самые востребованные парковки — как раз возле станций метро «Каменная Горка» и «Уручье», — именно поэтому от этих станций на тепловой карте расходятся желтые линии самых загруженных маршрутов. Так же в топ по популярности вошли парковки у станций метро «Михалово» и «Петровщина»
Электросамокат становится отличным решением в районах, где система общественного транспорта не полностью отвечает потребностям горожан. Например, интервал движения автобусов слишком большой; или они ходят часто, но постоянно переполненные; или же станции метро расположены далеко друг от друга.
Собственно, электросамокаты разгружают дороги, благодаря чему в общественном транспорте толчея меньше, чем могла бы быть. А максимальный спрос на электросамокаты фиксируется вечером c 18 часов, когда многие горожане возвращаются с работы и учебы.
В представлении многих горожан электросамокаты используются в основном для «покатушек», но статистика говорит обратное: лишь одна из десяти поездок — не транспортная, а прогулочная, например, по велодорожке.
А 90% всех поездок на электросамокате прошли по транспортному сценарию — то есть, чтобы добраться из пункта А в пункт Б наиболее удобным по совокупности разных параметров способом. От дома до метро, от метро до универа, от метро до офиса, от офиса до магазина, от магазина до дома. Можно было бы воспользоваться общественным транспортом, вызвать такси или пройти пешком — но пассажиры выбрали самокат. И про такси мы не шутим: Blizko.by рассказывал, что в некоторых сценариях поездка на такси будет стоить дешевле, чем поездка на шеринговом самокате.
Сейчас для шеринговых самокатов в Минске установлены четыре группы ограничений по скорости и местам разрешенного передвижения:
Власти обещают увеличить число таких зон с ограничениями.
Кроме того, заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран говорил, что в некоторых зонах могут появиться ограничения скорости в 5–10 км/ч.
Также прорабатывается вопрос о поэтапном снижении скорости движения электросамокатов до всего 7-8 км/ч на пешеходных переходах на перекрестках и т.п.
Наконец, в проекте изменений ПДД, которые сейчас готовят к вводу в действие, СПМ будут считаться транспортными средствами, а пешеходы на СПМ — водителями. При пересечении проезжей части по переходу надо будет спешиваться с самоката и вести его в руках. И еще на СПМ будет запрещено двигаться в пешеходных зонах.
Новые ограничения смогут повлиять на сценарии и маршруты использования шеринговых самокатов.
Читайте также:
Фото автора