«Планируем в будущем году подключать белорусский язык»
Почти 700 минчан бросили себе вызов и написали под диктовку третью часть текста Леонида Юзефовича «Город на реке» — «Улан-Удэ. Селенга», решив проверить свою грамотность в рамках образовательной акции «Тотальный диктант». Она прошла в субботу на восьми столичных площадках. «Когда включалась в этот проект, я понимала, что это своего рода помощь для жизни и существования чистого русского языка, который сегодня теряется из-за появления чатовского и смайлового языка. Согласитесь, мы не можем мыслить смайлами!» — рассуждает Наталья Ковзик, соорганизатор «Тотального диктанта».
По правилам акции текст диктанта организаторы получают лишь за несколько часов до начала прочитки. «Я каждый раз думаю, неужели кто-то планирует похищение текста, ведь архивы приходят к нам за три часа до начала диктанта. Сегодняшний текст, который в баре Bristle читал капитан элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Алесь Мухин, мы распечатали уже на месте, — рассказывает Наталья. — В этом году интерес к нашей акции вырос вдвойне. Планируем в будущем подключать белорусский язык. Точно скажу, что акция «Тотальный диктант» надолго поселилась в Беларуси и пускает свои корни. Как у слов есть корни, так и у диктанта теперь есть корни в Беларуси».
«Как мог старался подсказать интонацией, где ставить ту же запятую или тире»
На этом диктанте теоретически, хотя, если честно, и практически можно было с легкостью подсмотреть или списать у соседа — за это тебя из класса или аудитории никто бы не выгнал. Но, думаю, никто этого не делал. А зачем, если господин Мухин (чуть не сказала «господин ведущий») читал чуть ли не по слогам некоторые слова. Слова словами, а вот знаки препинания наверняка вызвали сложности даже у видавших виды филологов. «Это очень правильная акция. Я видел, с каким усердием участники слушали мою диктовку и писали. Вы заметили, что я еще и помогал — как мог старался подсказать интонацией и прочтением, где ставить запятую или тире. Надеюсь, что помог, — говорит Алесь, который впервые примерил роль учителя или «диктатора» (так принято называть на «Тотальном диктанте» ораторов). — Я в школе очень любил диктанты. У меня было природное чувство языка. И пусть правил досконально не знал, но писал всегда на «четыре» или «пять».
«Не могу сказать, что пишу на 100% грамотно, поэтому хочу понять, над чем стоит поработать»
Пообщались с участниками диктанта и узнали, для чего многие из них решили вспомнить школьные и студенческие годы и сесть за так называемые парты.
Александр, редактор интернет-ресурса, хоть и задумывается каждый день о том, как правильно расставить запятые, но акцию пропустить не смог: «Живу здесь недалеко и решил: а почему бы не поучаствовать и не проверить свои текущие знания?.. Чувствую, что текст будет не из простых. Скажу честно: никак не готовился и ничего не повторял. Надеюсь на свою интуицию и память».
Ксения, работающая в одном из банков столицы, пришла на акцию вместе с подругами. «Решили так нестандартно провести субботний день. Участвуем впервые, и каждый преследует свою цель, — улыбается девушка. — Лично я не могу сказать, что на все 100% пишу грамотно, поэтому хочу увидеть свои ошибки и понять, над чем работать. Татьяна у нас по специальности учитель белорусского языка и литературы. Она, как филолог, хочет проверить, какие подзабыла правила русского языка. Светлана тоже хочет проверить знания, ведь, сколько лет прошло со школы!»
«Мы в этом году поступаем в ВУЗ — решили потренироваться»
Лариса с дочерью Анастасией и сыном Александром также поспешили зарегистрироваться и поучаствовать в акции. «Дочь в этом году поступает в университет, вот как раз и решили потренироваться, — говорит мама будущей студентки. — Особо никак не готовились, а в этом же и смысл, чтобы посмотреть, какой уровень грамотности сейчас».
А вот Вадим, работающий в строительной отрасли, накануне диктанта хорошенько подготовился и пришел на акцию вместе с друзьями: «Повторили с ребятами правила, проштудировали конспекты, оставшиеся еще со студенческих времен, — говорит парень. — Надеемся на хорошие результаты, хотя текст был сложный. Особенно пунктуация».
«Хоть это и не диктант в школе или университете, все равно переживаю за результат»
Мария, студентка 4-го курса БНТУ, рассчитывает на удовлетворительную оценку. «Накануне я не готовилась, решила положиться на свою интуицию. Но чем больше я начинала вдумываться, тем больше, казалось, допустила ошибок, — переживает Мария. — А вообще все прошло пусть и не так волнительно, как на диктанте в школе, но переживаю все равно за результат. В последний момент еще вносила некоторые коррективы, поэтому рассчитываю на крепкую четверку».
Анастасия по профессии кассир. В школе девушка очень любила диктанты. «Всегда себя считала грамотным человеком и пришла сегодня убедиться в этом еще раз. Постоянно стыжу подружек, которые говорят или пишут неграмотно, а вот теперь и себя проверю, — говорит Анастасия. — Накануне диктанта тщательно готовилась: повторила правила, написала под диктовку текст прошлого года, правда, несколько ошибок все же сделала. Но сегодня нацелена на хороший результат, очень старалась».
Действительно приятно было окунуться в мир пунктуации и грамматики. За последний месяц все письма и тексты были набраны на компьютере, где Его Величество Word указывает на ошибки и неточности (не на все, но все же). Благодаря такому «помощнику» забылись некоторые правила. Например, в этой части предложения: «круги мороженого молока» — пришлось поразмыслить над словом «мороженого», да и «эвенкийского» написать под диктовку оказалось непросто. Меня очень порадовало внушительное количество желающий написать диктант, причем не только молодых, но и зрелых людей.
Кстати о результатах. Каждая из написанных под диктовку работ будет тщательно проверена филологами-волонтерами. Результаты можно будет узнать после 12 апреля на официальном сайте проекта.
Марина Валах
Фото: Дмитрия Савановича, Юрия Николаева
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?
Крутая затея. Интересно будет узнать, какой результат у журналиста «близко»)