Вчера стало известно, что с 1 сентября в Беларуси вводятся важные изменения в ПДД. В первую очередь они касаются движения велосипедистов и электросамокатчиков. Изменения значительные, и теперь все, кто на велосипедах и средствах персональной мобильности, должны будут ездить по-новому. Blizko.by разбирался, что изменилось.
Сообщается, что указ №295, которым корректируются правила дорожного движения, подготовлен с учетом актуальных реалий и общественного мнения, прошел серьезное обсуждение и получил более 600 отзывов от граждан. Blizko.by рассказывал еще почти год назад, в сентябре 2024-го, какие именно изменения хотят внести в ПДД. Сейчас посмотрим, что изменилось на самом деле и как это повлияет на участников дорожного и тротуарного движения.
Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков, рассказал:
— В последние годы мы стали свидетелями активного использования в дорожном движении средств персональной мобильности и велосипедов. Наравне с развитием таких видов транспорта, отмечаются и негативные моменты. В первую очередь это связано с травмированием людей, которые передвигаются СПМ и велосипедах, а также обычных пешеходов. За последние два года зарегистрировано около 900 ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов. Особый всплеск произошел в 2024 году. Тогда на 80% возросло количество ДТП с указанной категорией участников движения, за прошлый год погибли четыре человека, а за первое полугодие 2025-го — три.
В ПДД вносятся изменения, которые теперь переквалифицируют человека, едущего на электросамокате, из пешехода — в велосипедиста. При этом сам электросамокат и другое средство персональной мобильности (СПМ) становится транспортным средством (раньше транспортным средством не считалось). И на нем может ехать только один человек. А если предусмотрены сиденья для двоих? Тогда это уже не СПМ — об этом скажем ниже.
Было:
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.
Стало:
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, средство персональной мобильности, мотоблок, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
Было:
2.601. Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).
Стало:
2.601. Средство персональной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
То есть, если человек ведет электросамокат/моноколесо/сегвей или другое СПМ рядом с собой — то этот человек является пешеходом. Если же он едет на СПМ — то это уже водитель СПМ, приравненный к велосипедисту.
С какими скоростями вообще можно будет ездить на электросамокатах и других СПМ?
Новый пункт 1561, который вводится в правила, гласит, что водителю СПМ запрещено ездить в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велодорожкам или проезжей части (когда это разрешается Правилами).
По велодорожкам можно будет ездить со скоростью не более 25 км/ч.
Существует немало электросамокатов, которые могут разгоняться значительно больше, чем до 25 км/ч. Как теперь с ними быть?
В тексте указа сказано, что владельцы таких агрегатов могут обратиться за их регистрацией в ГАИ при подтверждении соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл» в целях их дальнейшего участия в дорожном движении. А без регистрации на них можно ездить только в светлое время суток только на дорогах без усовершенствованного покрытия и только по обочинам (а при отсутствии обочины — по проезжей части не далее 1 метра от края). Водители этих устройств приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если аппарат весит менее 35 кг и у него нет руля и сиденья (получается, это моноколеса и гироскутеры) — к водителям немеханических транспортных средств.
В обновленных ПДД появляется пункт 1561, один из абзацев которого гласит:
«Водителю средства персональной мобильности запрещается: двигаться по тротуару, если масса средства персональной мобильности превышает 35 кг».
Что это значит? Что вот такие монструозные аппараты с тротуаров исчезнут. И, судя по всему, смогут ездить только по велодорожкам.
Напомним, что по нашим ПДД велодорожка — это не обязательно обособленная дорога, но и выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения велосипедистов и пешеходов с СПМ. То есть, тротуар, на котором выполнена разметка с изображением велосипедов, является велодорожкой. Если вы увидите большой самокатище не на велодорожке, а просто на тротуаре, — это нарушение ПДД.
Между прочим, многие службы доставки пользуются электросамокатами, причем достаточно большими. Значит ли это, что и эти «безумные» доставщики должны исчезнуть с тротуаров? Только в том случае, если масса электросамоката превышает 35 кг и/или максимальная скорость превышает 25 км/ч.
Если инспектор ГАИ увидит электросамокат, который вызывает вопросы в части технических характеристик — то как быть? Например, самокат очень большой, и кажется, он весит явно больше 35 кило, — как доказать, что это не так? Как доказать, что твой самокат имеет конструктивную скорость ниже 25 км/ч? Что будет в том случае, если самокат имеет конструктивную скорость больше, но программно ее можно ограничить на любом уровне?
Про невписывающиеся в новые ПДД самокаты мы написали выше: их можно поставить на учет в ГАИ и получить электронный паспорт. Но как доказать, что твой электросамокат — полноценное СПМ, укладывающееся в правила?
Официальных разъяснений на этот счет пока нет, можно лишь порекомендовать владельцам всегда носить с собой техпаспорт.
Надо, но не всегда.
Во время обсуждения законопроекта на правовом форуме очень многим пришлась не по вкусу необходимость для велосипедистов и самокатчиков спешиваться на перекрестках. Большинство комментариев были посвящены именно этому пункту. Многие считают, что, наоборот, надо ввести дополнительные ограничения для водителей при проезде через пешеходный переход.
Вот один из комментариев.
Но указ все-таки ввел обязанность спешиваться. Теперь пункт ПДД звучит так:
150. Перед пересечением проезжей части велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 17, 18, 20, 36, 42 и 50 настоящих Правил для движениях пешеходов, за исключением случаев движения:
По велосипедному переезду при условии определения порядка проезда с использованием транспортных светофоров для регулирования движения велосипедистов;
На перекрестке по велосипедному переезду или не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги, когда это допускается в соответствии с пунктами 148 и 1481 настоящих Правил. […]
Что такое велосипедный переезд и почему на нем можно не спешиваться? В прежней редакции ПДД было так:
2.61. Велосипедный переезд — участок проезжей части, предназначенный для движения велосипедистов и пешеходов, передвигающихся с использованием средств персональной мобильности, через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой;
В новой редакции ПДД будет так:
2.61. Велосипедный переезд — элемент велосипедной дорожки, предназначенный для движения велосипедистов и водителей СПМ через проезжую часть дороги и обозначенный дорожным знаком «Велосипедный переезд» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.
То есть, велопереезд перестал быть проезжей частью дороги и стал в первую очередь элементом велодорожки. Знаки «Велосипедный переезд» выглядят так. Видите его — значит, можно не спешиваться. Сам велопереезд обозначают на асфальте зеленым цветом.
Также велопереезд обозначается дорожным знаком пешеходного перехода с дополнительно нанесенным изображением велосипедиста, вот таким:
Вот пример велопереезда со знаком и разметкой. Таких зеленых переездов в Минске много, но на них надо спешиваться, потому что тут нет велосветофора.
Blizko.by рассказывал про такую велодорожку с велопереездом и велосветофором вдоль улицы Веры Хоружей в Минске.
Читайте также:
Фото автора