В этом году сразу два метрополитена из стран бывшего СССР собираются отказаться от жетонов и перейти на иные формы оплаты. А что там в метро Минска? Оказывается, наши — одни из самых «долгоиграющих»! Blizko.by посмотрел, что происходит с жетонами в разных странах — и чем может похвастаться минский.
К концу этого года по крайней мере два метрополитена решили прекратить оборот жетонов. Один из них — это Екатеринбург. Здесь жетоны заменят билетами с QR-кодами. В уральской подземке говорят:
— Всё меньше людей выбирает такой способ оплаты. Почти 90% пассажиров делают выбор в пользу банковской или транспортной карты.
Метро в Екатеринбурге открылось на закате СССР: в апреле 1991 года. Сначала в качестве оплаты использовались монеты в 5 и 15 копеек, потом перешли на пластиковые жетоны, затем на 50-рублевые монеты. В 1994 году перешли на металлические жетоны: их просто выкупили у московского метрополитена, который в это же время перешел на пластиковые жетоны. Таким образом, тридцать лет и полгода пассажиры метро Екатеринбурга оплачивали проезд жетонами с надписью «Московский метрополитен».
Также стало известно, что в начале 2025 года от жетонов откажется и метрополитен Еревана имени Карена Демирчяна. Сначала запуск системы планировали на 1 сентября 2024 года, затем его перенесли на конец октября или начало ноября, а потом мэрия решила, что система вступит в силу 1 января 2025 года. Ереванский метрополитен уже присоединился к единой системе оплаты проезда в общественном транспорте: проезд можно оплачивать не по жетонам, а с помощью приложения или чеков с QR-кодами.
— Пока на всех станциях осталось по одному турникету, принимающему жетоны, и они будут действовать до тех пор, пока граждане не привыкнут к новой системе, — сказали в пресс-службе.
Метро в Ереване начало работу еще весной 1981 года. В 1992-м вместо монет стали применять латунные жетоны, которые вскоре заменили на пластиковые. Масштабная замена на жетоны нового образца — пластиковые оранжевые — произошла в 2009 году.
Жетоны стали спасением для метрополитенов стран СССР после его развала: инфляция была большой, и приходилось перенастраивать турникеты на прием новых монет (Минск тоже через это прошел, подробнее скажем чуть ниже). Но уже с конца девяностых и начала «нулевых» от жетонов начали отказываться.
Например, Москва перешла с монет на латунные жетоны в начале 1992 года, и уже в ноябре того же года эти жетоны поменяли на пластиковые желтые (а латунные, как мы отмечали выше, продали в Екатеринбург). Но с февраля 1999 года российская столица полностью отказалась от жетонов и перешла на карты с магнитной полосой: картонные и пластиковые, — а затем и на карты с чипами.
В Баку за первые полтора десятка лет независимости успели сменить жетоны нескольких дизайнов и материалов, но полностью отказались от них с 1 марта 2006 года. Метро Харькова отказалось от фирменных разноцветных пластиковых жетонов с сентября 2012 года. Метрополитен Киева отказался от жетонов с ноября 2019 года.
В Ташкенте в 1992-1996 использовали латунные жетоны, а потом перешли на пластиковые синие, которые использовались до 1 декабря 2021 года. Причем Агентство по защите прав потребителей обязало метрополитен выкупить у населения оставшиеся жетоны по цене их продажи в кассах.
Метрополитены некоторых городов неоднократно и уже давно объявляли, что планируют отказаться от жетонов.
Так, в Санкт-Петербурге еще по крайней мере в 2015 году хотели отказаться от жетонов. Тогда председатель городского комитета по транспорту Александр Воробьев говорил, что жетонами проезд оплачивают около 30-36% пассажиров метро.
— Когда будет, например, 8%, тогда будем принимать решение.
Спустя несколько лет представители подземки объявили, что жетоны отменять не станут:
— Многим горожанам до сих пор куда привычнее пользоваться жетонами. Не надо разбираться с настройками смартфона или пластиковыми карточками. Жетоны предпочитают использовать и те, кто спускается в метро лишь несколько раз в год. Жетон петербургского метро — это визитная карточка нашего метрополитена. Ежегодно тысячи из них отправляются в разные концы света в качестве сувениров.
Аналогичная история произошла в Новосибирске. Там в январе 2013 года объявили, что в конце года собираются заменить жетоны транспортными картами. Но ничего упразднять не стали, и даже в 2019-м еще говорили, что оплата жетонами остается не только популярной, но и экономически выгодной для самой подземки.
Кстати, метро Санкт-Петербурга и Новосибирска — нечастый пример того, когда стоимость жетона превышает себестоимость одной поездки.
А еще жетоны Питера и Новосиба — одни из самых старых действующих. Так, в Новосибирске современные жетоны — стальные желтого (медного) цвета появились в 1993 году. А жетоны в Санкт-петербурге используются без изменений с 1 марта 1992 года.
Между этими двумя стоит и метрополитен Минска. Да, наши жетоны — одни из самых старых платежных средств среди подземок разных городов.
Минское метро первые семь лет своей работы принимало 5-копеечные монеты. В апреле 1991-го проезд подорожал до 15 копеек — в турникет приходилось бросать 15-копеечные монеты. Потом проезд подорожал до 40 копеек — надо было бросать две монеты по 20 копеек. А когда с 1 мая 1992-го проезд стал стоить 1 рубль, то пассажирам продавали за рубль те же самые две «двадцаточки», которые уже почти вышли из оборота.
Но эта акция — «40 копеек за 1 рубль» — продлилась очень недолго. Уже в начале мая на станции «Площадь Ленина» появились два турникета, которые принимали жетоны. На всех станциях первой линии они появились с 1 июня, а второй линии — с июля 1992 года.
Пробная партия жетонов была алюминиевой, но в серию решили пустить пластиковые жетоны с металлическим сердечником. Первые минские жетоны были ярко-красными (их тираж составил 2 тысячи штук), но очень скоро перешли на современный цвет — малиново-фиолетовый. Несколько отличалась от первоначального варианта и металлическая вставка — она стала меньшей по размеру. Турникеты опознают жетон сразу по нескольким параметрам: размер, вес, цвет, наличие вставки. Подделать такой жетон очень сложно и явно невыгодно.
В 2014 году к 30-летию подземки изготовили партию в 800 тысяч штук юбилейных жетонов — с изображениями станций первой очереди первой линии.
Коллекционеры могут похвастаться разноцветными жетонами из пробных партий.
Минские жетоны используются уже 32 с половиной года. Это действительно жетоны-«старички», которые уступают по возрасту разве что жетонам Санкт-Петербурга, да и то лишь пару месяцев. За это время они пережили три деноминации и совокупное подорожание в 90 миллионов раз (с 1 рубля в 1992-м до теперешних 90 копеек). Если бы вы накупили жетонов в начале девяностых, то смогли бы сейчас без проблем использовать их для прохода в подземку. Получается, что малиновый жетон — это такая своеобразная твердая валюта-долгожитель. Жетон минского метро является самым стабильным и «долгоиграющим» средством оплаты чего бы то ни было в Беларуси.
Минский метрополитен не собирается отказываться от жетонов, хотя и отмечает возросшую популярность других средств оплаты. Вот статистика за разные годы: какой процент от всех пассажиров пользуются жетонами.
В отдельные месяцы и периоды года жетонами пользовались чаще, чем по итогам всего года. Например, в октябре 2019-го жетонами пользовались 36,8% пассажиров (по итогам всего года — 30%); в августе 2021-го — 38,4% (по итогам года — 24,8%). На падение популярности жетонов повлияло и упрощение системы проездных билетов (в том числе введение так называемого «единого билета» по сниженной цене), и развитие других систем оплаты.
Помимо жетонов и бумажных проездных (они появились в метро в январе 1992-го, чуть раньше жетонов), в метро испытывали разные другие способы оплаты проезда.
В январе 1996-го появились первые проездные на картах с магнитной полосой — они использовались до конца марта 2014 года, после чего остались проездные только на карточках с радиомодулем.
C февраля 2014 в метро появилась возможность оплаты проезда через SMS. В том году этой услугой воспользовались 149 тысяч пассажиров, или 0,1% от общего пассажиропотока. С сентября 2017-го эту возможность убрали.
Оплатить проезд банковской картой (и телефоном с NFC) стало возможным с сентября 2017 года: пока что только на станции «Площадь Ленина» и только картами Visa PayWave. В декабре того же года турникет на «Площади Ленина» стал принимать еще и карты MasterCard Contacless, а с 12 июня 2018 банковские карточки стали принимать турникеты на всех станциях метро. С января 2019 года оплатить проезд картой могут и держатели кобейджинговых карт Белкарт-Maestro. С декабря 2021 добавилась возможность оплаты проезда картами «Белкарт» и «Мир».
Как разновидность этой системы с 1 марта 2021 появилась возможность оплатить проезд в метро лицом — сервис по распознаванию биометрии лица «Смотри и проходи» заработал на станциях «Немига», «Институт культуры» и «Площадь Ленина».
Вот статистика по использованию банковских карт и телефонов с NFC для оплаты проезда в метро:
Таким образом, вот какие способы оплаты проезда в метро выбирают пассажиры по данным за весь 2023 год:
В сумме получается 86,5%. Остальное можно отнести на счет пассажиров льготных категорий.
Читайте также: