Похоже, в Беларуси назревает историческое транспортное событие. В городе, который даже не является райцентром, собираются построить новую трамвайную линию. Это будет первый за 25 лет случай в истории страны и первый за по крайней мере 50 лет для этого города. Blizko.by изучил, что и где собираются построить и почему это важно для страны.
В современной Беларуси трамвайные линии есть в четырех городах:
Также по крайней мере с 1901 и до 1946 года существовали разные детальные планы и проекты по запуску трамвая в Гомеле, но ни один их них так и не был осуществлен.
Во всех вышеперечисленных городах собирались и дальше развивать трамвайную сеть.
В Мозыре планировали построить вторую линию к железнодорожной станции Козенки (которую недавно переименовали в Мозырь, а саму станцию Мозырь — в Мозырь-Павночный) и еще две ветки по улицам Интернациональной и Социалистической.
Мозырский трамвай сейчас
В Новополоцке еще в советское время собирались продлить линию до завода «Нафтан» в одну сторону и даже до самого Полоцка в другую сторону.
Новополоцкий трамвай сейчас
В Витебске хотели закольцевать существующие линии и проложить еще несколько маршрутов по широким улицам. В 1990-х на улице Воинов-Интернационалистов даже проложили пути на участке от проспекта Победы до улицы Петруся Бровки, но трамвай по ним так и не пустили, после чего в начале «нулевых» рельсы разобрали.
Витебский трамвай до 2020 года. Ветки по улице Гагарина (сверху) уже нет
В Минске было множество планов по развитию трамвая. Эти линии появляются в каждой новой версии генплана столицы. Одно время, когда мэром был бывший начальник БЖД Анатолий Сивак, минчанам обещали скоростной трамвай в Сухарево.
Синим отмечены перспективные линии трамвая из Генплана 2010 года
Но когда глава Мингорисполкома сменился, отношение к трамваю тоже сменилось. В минувшем сентябре мэр Минска Владимир Кухарев рассказывал, что развития трамвайной сети в Минске ждать не стоит: якобы это приведет к серьезным проблемам.
— Кроме того их строительство — довольно дорогостоящее мероприятие. Это шпалы, контактная сеть, а потом и эксплуатация. И если точно такой же транспорт — электробусы — может двигаться без проведения этих дорогостоящих работ, все-таки приоритет надо отдавать ему.
Это значит, что в лучшем случае сохранят теперешние линии. Была идея пустить конный трамвай по улице Октябрьской — но это не сегодня и не завтра, а «с далеким пристрелом» и «на дальнюю перспективу».
Наконец, еще была идея построить скоростной трамвай на эстакадах в Могилеве, но это не официальная позиция городских властей или транспортных организаций, а просто картинки от «Могилевгражданпроекта». Blizko.by рассказывал, какие сложности неизбежно возникнут при реализации этой затеи.
Реальность пока сильно противоречит идеям и генпланам. Так, линии в Мозыре и Новополоцке никак не изменились с момента открытия. В Минске начиная с 1986 года новых линий не строят, а только разбирают: в 1990-м разобрали ветку вдоль Партизанского проспекта на Автозавод; в 2013-м демонтировали разворотное кольцо на пересечении Логойского тракта и улицы Волгоградской; в 2015-м закрыли линию по улице Октябрьской, а спустя пару лет демонтировали примыкание этой ветки к основной линии по Ульяновской (на самой улице Октябрьской 930 метров рельсов еще уцелели). В Витебске в 2020 году демонтировали линию длиной 3,5 километра по улице Гагарина.
В новое время открыли лишь один полностью новый участок трамвая: в 2000 году в Витебске пустили трамвай по улице Петруся Бровки от телезавода до разворотного кольца в Никрополье. Это самое последнее трамвайное строительство в Беларуси.
Встречайте: Новополоцк. Город, заложенный в 1958 году, даже не является райцентром — он находится в Полоцком районе, при этом значительно больше райцентра по численности населения: 95 тысяч против 80 тысяч человек. Новополоцк относится в городам областного подчинения. Трамвайную линию начали строить от жилых кварталов через леса к заводам в 1967 году, но открыли только в 1974-м. Примечательно, что это был не просто трамвай, а скоростной трамвай — первый такой в БССР и третий во всем СССР.
Длина трамвайной линии составляет 10 километров с 14 остановочными пунктами. Трамвайных маршрутов всего «полтора»: полный «Завод Измеритель – Нитрон» и укороченный «Завод Измеритель – Трамвайный парк». Трамваи ходят с 6 утра до 21 часа.
Как мы отметили выше, еще в советские годы были планы продления линии до Полоцка. А в январе 2013-го Новополоцкий городской совет депутатов принял Решение №189, которым предусматривалось продление трамвайной линии от остановки «Завод Измеритель» до поселка Полимировский. В дальнейшем все еще рассматривается перспектива развития трамвайного движения до города Полоцка. Но и тогда никакого развития сети не состоялось.
Планы по развитию трамвайной линии так и можно было бы продолжать называть планами, нереализованными идеями и даже прожектами, если бы не несколько обстоятельств.
В октябре 2023 года Новополоцкий горисполком сообщает:
«Сделаем жизнь Новополоцка лучше!
В городе Новополоцке планируется продление трамвайной линии от остановки «Завод Измеритель» до 8-го микрорайона Новополоцка и от остановки «Подстанция» до промышленной зоны ОАО «Нафтан» и Новополоцкой ТЭЦ. Данный проект призван разгрузить трафик на улице Молодёжная и включить в зону доступности многоэтажную застройку микрорайонов №№ 7-10 нашего города.
В целом это сделает жизнь населения города лучше и комфортнее. Реализация данного проекта планируется с привлечением частного капитала через механизм государственно-частного партнёрства. Заинтересованность участия в проекте в качестве потенциального инвестора выразило АО «ТРАНСПРОЕКТ Групп».
Для более эффективной проработки проекта горисполком попросил горожан заполнить анкету и ответить на вопросы о своих транспортных предпочтениях. Анкета до сих пор доступна в сети.
Упомянутая компания — это российский инвестиционный холдинг, который привлекает финансирование в разные проекты, в том числе транспортные. В Беларуси у компании ничего транспортного пока что не было, а были проекты по возведению областного клинического онкодиспансера в Гродно и нескольких детсадов в Минском районе.
Но ведь публикация на сайте горисполкома еще ничего не значит и не гарантирует. В Минске, напомним, сам Мингорисполком несколько лет продвигал трамвай в Сухарево.
Но есть еще одно обстоятельство. На электронной торговой площадке Национального центра маркетинга Goszakupki.by появился интересный тендер — или, если официально, «Просмотр заявки о предоставлении сведений». Там Управление капитального строительства Витебского облисполкома и Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» объявили такую закупку: «Выбор подрядной организации на разработку проектной документации по объекту "Возведение трамвайной линии в г.Новополоцке"».
Победителю тендера надлежит провести инженерные изыскания и разработать проектную документацию, предусмотреть вырубку, защиту зеленых насаждений при строительстве объекта и в целом вести авторский надзор на всех стадиях реализации проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. При этом надо также запроектировать здание для отдыха водителей трамваев и кондукторов, павильон для ожидания транспорта, смотровую яму и все такое прочее. Подробно описано, какого радиуса должны быть закругления путей, какой маркировки будут рельсы и какая щебенка под балласт. Все серьезно!
На разработку проектной документации из бюджета выделено 1.673.755 рублей, или примерно 494 тысячи долларов. Тендер-аукцион объявлен завершенным.
А вот как именно собираются продлить трамвайную линию: «продление двухпутной трамвайной линии от существующего участка (район остановочного пункта «Измеритель» на ул.Комсомольской) по Заводскому проезду и улице Молодежной до посёлка «Полимировский» с устройством в конце разворотного кольца». Длина проектируемого участка — 3,5 километра, то есть, существующая трамвайная сеть Новополоцка может вырасти разом на треть. На схеме этот участок в самом центре, выделен красным цветом.
Схема: Gorod214.by
Это схема давнего проекта (а именно — отчет специалистов БНТУ о том, как повысить качество и эффективность работы общественного транспорта Полоцка и Новополоцка), где наряду с описанным выше участком в рамках первого этапа предполагалось продление существующей линии к заводу «Нафтан» (голубой цвет) и городской больнице (зеленый). Второй этап — отдаленная перспектива, когда трамвайные рельсы смогут (в теории) прийти прямо к железнодорожному вокзалу Полоцка. Сейчас Полоцк и Новополоцк связывают несколько автобусных маршрутов, которые едут не быстро и частенько переполнены.
Даже если трамвай так и не придет в Полоцк, то все равно постройка новой трамвайной ветки — огромное событие для самого Новополоцка (первая новая линия за последние 50 лет) и всей страны (первая новая линия за последние 25 лет). Blizko.by рассказывал, что Новополоцк должен полностью перейти на электротранспорт до 2026 года. Город станет первым в стране, в котором общественный транспорт будет представлен двумя видами электротранспорта — трамваями и электробусами. Поэтому можно надеяться, что продление трамвайной линии действительно состоится.
Читайте также: