Закрыть меню

В Беларуси хотят сильно изменить правила езды на самокатах и велосипедах. Что об этом думают обычные люди?

25.09.2024 в 17:40, Blizko.by

Правила езды на электросамокатах и велосипедах в Беларуси планируют сильно изменить. Теперь пешеходы на таких самокатах и вообще средствах персональной мобильности официально станут водителями. Что это значит? И что думают о новшествах обычные люди? На тематическом форуме нашлось немало интересных предложений. Blizko.by изучил 55 страниц замечаний.

 

 

О чем этот текст:

 

Что там придумали?

Blizko.by рассказывал, что электросамокатчиков в Беларуси хотят приравнять к водителям. Новшества прежде всего коснутся участников дорожного движения на средствах персональной мобильности (электросамокатах, моноколесах и прочих) и велосипедах. По последним данным, количество дорожных аварий с участием лиц на СМП выросло на 70%. Это стало весомой причиной, чтобы скорректировать правила.

Главное изменение заключается в том, что если ранее люди на СМП считались пешеходами, то теперь их отнесут к категории водителей. А само средство персональной мобильности станет транспортным средством.

На Национальном правовом интернет-портале идет обсуждение проекта соответствующего указа.


 

А как сейчас?

Чтобы понять, что хотят изменить, полезно вспомнить, какая ситуация сейчас.

Сначала про велосипеды. Вот как в ПДД:
150. Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.
Сейчас в ПДД прописано, что человек на средстве персональной мобильности (СПМ) — это все равно пешеход.
2.46. Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности;
2.601. Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Пешеход обязан:
17.21. При передвижении на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности пересекать проезжую часть дороги со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выход (выезд) на проезжую часть дороги безопасен;
17.4. При использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.

Пешеходу запрещается:
18.5. Передвигаться на средствах персональной мобильности:
18.5.1. со скоростью более 25 км/ч.
18.5.2. в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Обращаем внимание: обычный (не электрический) самокат не относится к СПМ, на него не распространяются ограничения по максимальной скорости и даже по управлению в состоянии алкогольного опьянения.

В действующих ПДД есть что-то вроде серой зоны, когда правила вступают в противоречия сами с собой. Например, вот этот человек на огромном электросамокате с толстенными колесами, которого мы засняли на проспекте Дзержинского, по ПДД является пешеходом. Хотя он должен ехать по велодорожке, а не по пешеходной, все равно он — пешеход и имеет право свободно разъезжать между других пешеходов. В случае наезда на людей результат может быть очень печальным: масса и кинетическая энергия этого самоката высоки.

 



А вот это — участник дорожного движения на механическом транспортном средстве (мопед «Рига мини»), и передвигаться он обязан только по проезжей части. Как пишут в интернете, «Вы не понимаете, это другое».

 

 

Что именно собираются изменить?

Проект Указа об изменениях в ПДД можно скачать по этой ссылке.

Планируемые новшества, которые наделали немало шума, такие.

 

Что предлагают обычные люди?

Как мы отмечали, сейчас идет общественное обсуждение проектов этих изменений ПДД. Свои предложения можно высказывать на специальном разделе Национального правового интернет-портала.


По состоянию на 17:00 вечера 25 сентября там уже 55 страниц обсуждения и 544 сообщения.

 

@gai_belarus Проект изменений в Правила дорожного движения, который коснется пользователей СПМ и велосипедистов уже размещен на Правовом форуме Беларуси. Приглашаем всех к обсуждению с 12 по 27 сентября. Ссылка, чтобы высказать свое мнение, в шапке профиля. #правиладорожногодвижения #милициябеларуси #трэнды #гаибеларусь #дпсбеларусь #стрела #праванавождение #самокат #велосипед #дтп ♬ оригинальный звук - ГАИ Беларуси

 

 

Надо ли спешиваться?

Например, очень многим пришлась не по вкусу идея спешиваться на перекрестках. Большинство комментариев посвящены именно этому пункту. Многие считают, что, наоборот, надо ввести дополнительные ограничения для водителей при проезде через пешеходный переход.

 

Почему такие ограничения?

Часть людей задается вопросом: а если у меня мощный самокат, но не настолько мощный, чтобы считаться мопедом, — то что тогда? И почему вообще придумали ограничение скорости для СПМ?

 

Почему такое неравноправие?

Обратили внимание и на то, что создается перекос в правилах и неодинаковые условия для участников движения:

 

Моноколеса пострадают сильнее всего

Владельцы моноколес обратили внимание на то, что требование снизить скорость потенциально опасно:

 

И еще кое-что

Обратили внимание и на пункты, которые многие другие упустили из виду:

 

Надо сделать еще жестче?

Некоторые пользователи предлагают еще сильнее ужесточить правила.

 

А нужны ли вообще такие радикальные изменения?

Один пользователь проделал исследовательскую работу и привел статистику, которую не предоставили разработчики проекта изменений в ПДД:

 

«В Минске за 2023 год произошло 19 ДТП с СПМ, 202 ДТП с пешеходами (в том числе, использующими СПМ, т.е. 183 ДТП именно с пешеходами), 59 ДТП с велосипедистами. В Беларуси за 2023 год произошло 30 ДТП с участием СПМ все получили ранения); 195 ДТП с велосипедистами, в которых 181 ранен, а 9 человек погибли. Всего за год произошло 3.173 ДТП, в которых ранено 3.417, а погибло 436 человек.

 

Т. е., за прошлый год с участием СПМ произошло 0,95% ДТП в Беларуси и 3,33% ДТП в Минске; с участием велосипедистов 6,15% ДТП в стране и 10,35% в столице. С участием же пешеходов не на СПМ в Минске было 32,11% ДТП. Из всего числа раненых 3,18% передвигались на СПМ, 5,30% были велосипедистами, среди погибших 0% и 2,06% соответственно. Таким образом, в Беларуси с участием СПМ и велосипедистов происходит около 8% ДТП. Около трети ДТП происходят с участием пешеходов. А в большинстве случаев ДТП происходят без участия вышеуказанных.

 

Поэтому необходимо применять меры и в отношении автомобилистов. Действенной, научно обоснованной, но очень непопулярной мерой по уменьшению числа ДТП, в том числе с участием велосипедистов и СПМ и пешеходов, является снижение разрешенной скорости движения в населенных пунктах до 50 км/ч».

Читайте также:

Открыть полную версию