В центральной части Минска есть удивительно тихое место, где относительно недавно — каких-то 12 лет назад — еще ходили поезда, проходя над широким проспектом по массивному мосту. А сейчас здесь даже рельсов не осталось, хотя следы железки найти можно. Blizko.by показывает, что и как тут сейчас.
Вам может показаться, что такую статью вы уже читали. Так вот, вам не кажется. Blizko.by действительно рассказывал про бывшую соединительную железнодорожную ветку, которая проходила примерно от станции метро «Институт культуры» до начала проспекта Дзержинского.
Но сейчас речь пойдет про другое место, хотя и тоже совсем недалеко от центра города. Рядом со станцией метро «Пролетарская» есть улица Планёрная. Она интересна нам по двум причинам. Во-первых, той самой железной дорогой — она шла по насыпи параллельно улице. Во-вторых, тем, что в том месте, где улица Судмалиса пересекала железку (и вливалась в Планёрную), сохранялись остатки брусчатки — каменной мостовой. Blizko.by рассказывал и про такую редкость в Минске.
Что это была за железная дорога? Эта ветка вела от главного хода железнодорожной линии Московского направления на велозавод, который своим главным фасадом выходит на Партизанский проспект.
Нельзя сказать, что движение по этому мосту было частым, однако же тут решили построить мост над проспектом, чтобы поезда не создавали помех дорожному движению. Совсем недалеко от этого места, на улице Аранской, до сих пор существует ж/д линия, ведущая к ТЭЦ-2, — там рельсы просто лежат на асфальте, и иногда по ним проходит состав.
Вот на одной старой карте можно видеть обе этих железки. Та, что левее, — уцелела. Та, что правее, — нет.
Эта железная дорога вдоль Планёрной попала на фотоснимок 1972 или 1973 года: на нем показан ход строительства общежития №9 тракторного завода за Слепянским каналом и Антоновским парком.
Впрочем, нельзя сказать, что железная дорога пропала совсем. Разобрали только южную часть, идущую непосредственно на велозавод. Северная часть осталась — вместе с тупиковой призмой (это такие бетонные блоки в торце пути, чтобы поезд не выкатился).
Эти кадры мы сделали в сентябре, когда Минск был полон зелени. Сейчас, в холодную и хмурую погоду с сугробами снега за окном, их должно быть особенно приятно рассматривать.
Теперь на Планёрной осталось буквально два жилых дома (№№ 28 и 30), хотя когда-то она была усеяна частным сектором. Да и улочка сама очень узенькая, две машины не разминутся. На снимке ниже фотограф стоит на бывшей ж/д линии, а кусочек улицы Планёрной виден в левой части, за кустами.
Насыпь железной дороги основательно возвышается над улицей. Возле жилых домиков часть бывшей железки заасфальтировали — и не скажешь, что тут поезда ходили. А вот еще дальше лишенная рельс и шпал (или, как говорят железнодорожники, «рельсошпальной решетки») насыпь выглядит как аллея в старинном парке.
Причем аллея эта неслабо возвышается над местностью, особенно над улицей Планёрной: в какой-то момент может показаться, что ты не на аллее парка, а на бастионе замковой крепости.
Кое-где можно встретить напоминания о бывшей железнодорожной сущности этой насыпи: небольшие кучки характерного черного и красноватого щебня вперемешку.
А если пройти еще дальше к Партизанскому проспекту, то встретишь вот такой уголок отдыха. Недалеко можно найти кострище.
К сожалению, это красивое место изрядно замусорено всяким хламом, упаковками от еды, ломаными ветками. И еще эту аллею-насыпь частенько используют как туалет.
Пройдя еще несколько десятков шагов, выходим к обрыву, под которым бежит проспект. Когда-то именно здесь был железнодорожный мост через улицу, который вел аккурат к заводским воротам ММВЗ. Они и сейчас видны по ту сторону проспекта.
Как мы знаем, велозавод сейчас переоборудуют в технопарк, там идет большое строительство.
Но железнодорожная ветка стала лишней задолго до этого. Мост разобрали в июле 2011-го — мы как раз застали этот процесс.
Потом потихоньку разобрали и ненужные рельсы, уменьшилось число жилых домов, а Антоновский парк «причесали». И если этак полтора десятка лет назад здесь проходил тепловоз, буквально протискиваясь между жилых домов и деревьями аллеи, то сейчас сложно даже вообразить, что когда-то тут ходили товарняки.
Читайте также:
Фото автора