Зрительный контакт и аутизм: как это связано

530
Родители аутичных детей знают не понаслышке, какие эмоции испытывает человек, когда не может посмотреть в глаза своему ребенку. Почему зрительный контакт так важен и почему люди с аутизмом часто избегают его?

Почему людям с аутизмом трудно поддерживать зрительный контакт?

Во время социального взаимодействия многим людям с аутизмом трудно поддерживать контакт глазами. Исследователи полагают, что отчасти это объясняется особенностями их зрительного восприятия - сниженной способностью контролировать движения глаз, связанной с моторными нарушениями. Из-за этого их кора головного мозга развивается по-другому: например, она демонстрирует наибольшую активность, когда изображение помещается на периферию поля зрения, а не в его центр (у нейротипичных людей все наоборот). Именно поэтому многие из них предпочитают коммуницировать с помощью периферического зрения. И когда они смотрят на вас, то кажется, что они глядят в другую сторону. Также у детей и взрослых людей с РАС часто встречаются нарушения слухового восприятия. Поэтому когда они разговаривают с другими людьми, то чаще всего следят за движениями их губ, а не смотрят им в глаза: так им легче понять, что говорит другой человек. Многие аутичные люди признаются, что страдают от слишком интенсивной стимуляции при взгляде глаза в глаза.
 
Такой вид коммуникации вызывает у них тревогу и воспринимается как нарушение личных границ.

Для чего нужен зрительный контакт? Зачем развивать этот навык?

Как правило, нейротипичные собеседники негативно реагируют на отсутствие зрительного контакта во время разговора. Если ребенок или человек с аутизмом избегает взгляда в глаза, они считывают в этом нежелание поддерживать контакт, устанавливать связь, хотя на самом деле это лишь поведенческая особенность. В итоге социальное взаимодействие прекращается.
 
Таким образом, зрительный контакт нужен в первую очередь для успешной коммуникации, для того, чтобы нейротипичный собеседник понимал, что его слышат и слушают, что есть обратная связь. Навык такого контакта обязательно пригодится ребенку в будущем, когда он будет сдавать экзамены, проходить рабочее собеседование, взаимодействовать с людьми в коллективе (опыт показывает, что предпочтение отдается тем аутичным кандидатам, которые умеют поддерживать зрительный контакт хотя бы в течение непродолжительного времени). Объясните ребенку, почему зрительный контакт так важен для его собеседников, и расскажите, какую выгоду он сам сможет получить (стажировку, интересную работу, новых друзей в и т. п.), если научится смотреть людям в глаза.

Как научить аутичного ребенка смотреть в глаза?

Есть несколько способов научить ребенка с аутизмом зрительному контакту. Во время разговора с ним встаньте прямо перед ним, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз.
 
Когда говорите, произносите меньше слов, используйте невербальные методы коммуникации. Сопровождайте свою речь оживленной мимикой и жестами. Ребенку придется ориентироваться на выражения вашего лица, чтобы получить необходимую информацию. Кивайте или мотайте головой вместо «да» и «нет», указывайте взглядом и головой на нужный предмет и используйте другие невербальные подсказки.
 
Придумывайте игры, в которых ребенку придется обращаться к вам за невербальными подсказками. Можно приклеить на лоб яркие стикеры, которые привлекут внимание к вашему лицу, и сыграть с малышом в «Угадай, кто я». Когда ребенок перестанет отслеживать невербальную коммуникацию, сделайте паузу, пока он снова не посмотрит на вас, чтобы узнать, почему вы замолчали. Пусть он следит за вашей мимикой, пытаясь найти подсказку.

А как взрослому человеку с РАС развить навык зрительного контакта?

Большинство людей с аутизмом нуждаются в четких правилах, алгоритмах действий.
 
Пытаясь наладить зрительный контакт со взрослым аутичным собеседником, в течение пары секунд посмотрите ему в глаза перед тем, как заговорить с ним, а когда ваша реплика подойдет к концу, еще раз ненадолго задержите на нем взгляд. Делайте так каждый раз, когда начинаете и заканчиваете свою реплику. Другая стратегия обучения заключается в том, чтобы во время разговора постоянно смотреть поверх глаз собеседника (на лоб) или чуть ниже глаз.

Можно ли использовать прикосновения в процессе обучения зрительному контакту?

Большая ошибка - принуждать ребенка к контакту глазами, дотрагиваясь до него, поворачивая его голову и говоря при этом: «Смотри мне в глаза!». К сожалению, так часто делают учителя в школе. Не нужно давать ребенку вербальную подсказку, а физического контакта вообще лучше избегать (он воспринимается как угроза). Ваша цель установить доверительные отношения. По опыту специалистов, дети с аутизмом легче идут на зрительный контакт, когда их мягко побуждают это делать при помощи активной мимики и визуальной поддержки. Если вы хотите, чтобы в вашем присутствии ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно, то не надо требовать от него прямого взгляда в глаза. Попытайтесь заинтересовать его, будьте общительными, но не навязчивыми, и у вас все получится.
 
  • Томатис-терапия (оборудование «Besson of Switzerland»)
  • БАК (Биоакустическая коррекция)
  • БОС-терапия (Биологическая Обратная Связь)
  • Нейкоакустическая стимуляция inTime
  • Сенсорный терапевт/Психолог (консультация)
  • Нейропсихолог (диагностика)
  • Логопед (консультация, лого массаж)
  • Консультация KID-RCDI
Задать вопросы по поводу коррекции и записаться на консультацию специалиста можно по телефону: 8 (029) 120-32-42 (Viber, Telegram, WhatsApp)
 











Другие статьи в журнале


Каталог


Все статьи