Междисциплинарный подход - основа концепции центра коррекционного развития «ОТКРЫТиЯ»

310
Когда на консультации вам говорят «делай то, именно так, и только я вам могу помочь», то у вас совершенно точно должно появиться желание сходить за мнением к другому специалисту.

 

Как в случае с аутизмом - ABA хорошо, но это не все, что можно сделать. Так и в случае с задержкой речи - логопед хорошо, но…

Ни один специалист в одиночку не сможет выявить все возможные причины задержки и подобрать оптимальную коррекцию. Поэтому междисциплинарный подход (работа команды врачей и коррекционных педагогов) – ключевое условие эффективной помощи ребенку.

НЕВРОЛОГ

Первым делом обязательно посещение невролога по той простой причине, что задержка речи может быть связана не только с логопедическими проблемами, но и с неврологическими, психическими или генетическими нарушениями, поэтому консультация детского невролога обязательна. 
 
Невролог поможет отличить простое отставание речи от более серьезных состояний:  
  • Сенсорная и моторная алалия (органическое поражение речевых зон мозга);  
  • Аутизм (если задержка речи сочетается с нарушением коммуникации);  
  • Общее недоразвитие речи (темповая задержка вследствие легкой гипоксии в родах).
При необходимости невролог может рекомендовать:  
  • ЭЭГ (исключение эпиактивности);  
  • МРТ/КТ мозга (если подозревается структурная патология);  
  • УЗДГ сосудов шеи и головы (проверка кровотока);  
  • Генетические анализы (при подозрении на синдромы).
В зависимости от причины, невролог может назначить медикаментозное лечение и физиотерапию.
Невролог – ключевой специалист при задержке речи, потому что во многих случаях проблема имеет органическую или функциональную природу. Без его обследования коррекция может быть неполной или неэффективной.  

ДЕТСКИЙ ПСИХИАТР или ПСИХОНЕВРОЛОГ

Психиатр – не страшный врач, а специалист, который помогает понять, как лучше помочь ребенку. Если задержка речи значительная (ребенок не говорит в 3 года, плохо понимает обращенную речь, есть странности в поведении), консультация психиатра необходима.
 
Иногда задержка речи сопровождается тревожностью, гиперактивностью, нарушениями поведения или эмоциональной неустойчивостью. Психиатр оценит психическое состояние ребенка и при необходимости назначит коррекцию. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозная поддержка (например, при СДВГ или высокой тревожности).
 
Родителям часто нужны рекомендации, как правильно общаться с ребенком, чтобы стимулировать его развитие. Психиатр может объяснить особенности поведения и подсказать стратегии взаимодействия.  

ЛОР и СУРДОЛОГ

Ребенку с задержкой речи важно посетить ЛОРа и сурдолога, потому что проблемы со слухом – одна из самых частых причин задержки речевого развития. Слух – основа речи. Если ребенок плохо слышит, он не может правильно воспринимать и воспроизводить звуки.  
 
ЛОР проверит:  
  1. состояние ушей (нет ли серных пробок, отитов, жидкостных застоев – например, при аденоидах);  
  2. проходимость слуховых труб;  
  3. носоглотку (увеличенные аденоиды могут влиять на слух и дыхание).  
Сурдолог проведет углубленную диагностику слуха:  
  1. аудиометрия (проверка остроты слуха); 
  2. тимпанометрия (оценка работы среднего уха);  
  3. КСВП (регистрация слуховых вызванных потенциалов) – если ребенок маленький и не может участвовать в обычных тестах.  
Без проверки слуха нельзя начинать логопедическую коррекцию! Если ребенок не слышит речь или искаженно воспринимает звуки, обычные занятия могут быть неэффективны. Поэтому ЛОР и сурдолог – обязательные специалисты при задержке речи.

ГЕНЕТИК

Задержка речевого развития (ЗРР) может быть связана не только с педагогическими, неврологическими или лор-проблемами, но и с генетическими нарушениями. Консультация генетика помогает выявить скрытые причины отставания в речи и подобрать правильную тактику помощи.  
 
Если диагноз подтвержден, генетик объяснит, как будет развиваться ребенок, и какие методы коррекции наиболее эффективны.
 
Некоторые синдромы требуют специфической терапии (например, при синдроме Ретта могут помочь определенные препараты).  
 
В случае наследственных форм важно оценить риски для будущих детей в семье. 
 
Консультация особенно важна, если у ребенка:  
  • Кроме задержки речи есть другие симптомы (особые черты лица, пороки развития, судороги, мышечная слабость).  
  • В семье были случаи задержки развития, умственной отсталости или генетических болезней.  
  • Речь не развивается, несмотря на занятия с логопедом и неврологическое лечение.  
Генетик помогает найти глубинную причину задержки речи, если она связана с наследственными или врожденными нарушениями. Это важно для точного диагноза, правильной реабилитации и прогноза на будущее.  
 
Важно: Даже если генетическое заболевание подтвердится, это не значит, что ребенку нельзя помочь. Современные методы коррекции позволяют значительно улучшить качество жизни!

Врач-МЕТАБОЛИСТ, Нутрициолог (часто в одном лице)

Почему ребенку с задержкой речи нужно посетить нутрициолога или метаболиста? 
 
Нутрициолог (специалист по питанию) и врач-метаболист помогают выявить и скорректировать нарушения, которые могут влиять на развитие мозга и речи.  
 
Некоторые нутриенты критически важны для развития нервной системы и речи:  
  1. Дефицит железа → анемия → снижение когнитивных функций, задержка речи.  
  2. Нехватка Омега-3 (DHA) → нарушение формирования нейронных связей.  
  3. Дефицит витамина D → влияет на нейропластичность, может усиливать задержку развития.  
  4. Недостаток цинка, магния, йода → проблемы с памятью, вниманием, речевой активностью.  
Нутрициолог может назначить анализы (например, ферритин, витамин D, Омега-3 индекс) и подобрать коррекцию.  
 
Консультация особенно важна, если у ребенка:  
  • Плохой аппетит, избирательность в еде, низкий вес или ожирение.  
  • Проблемы с ЖКТ (запоры, диарея, вздутие).  
  • Признаки дефицитов (бледность, слабость, ломкие волосы/ногти).  
  • Речь не улучшается, несмотря на занятия с логопедом и неврологическую терапию.  
Нутрициолог и метаболист помогают найти скрытые биохимические причины задержки речи, которые часто упускаются. Коррекция питания и обмена веществ может:  
  1. Улучшить работу мозга.  
  2. Повысить эффективность логопедических занятий.  
  3. Предотвратить усугубление проблем.  
Даже небольшие изменения в диете (например, добавка Омега-3 или железа) иногда дают заметный прогресс в развитии речи!

ДРУГИЕ

Также, могут понадобится консультации таких специалистов, как:
  1. Ортодонт, специалист по миофункциональной коррекции.
  2. Ортопед, мануальный терапевт
  3. Эндокринолог.
  4. Гастроэнтеролог
  5. Офтальмолог
  6. Хирург.
Междисциплинарный подход – это не просто «много врачей», а системная работа команды, где каждый специалист вносит свой вклад в развитие ребенка. Только так можно: 
  1. Точно определить причину задержки речи.  
  2. Подобрать индивидуальную и эффективную коррекцию.  
  3. Избежать потери времени на неэффективные методы.  
  4. Максимально раскрыть потенциал ребенка.  
Чем раньше подключатся все необходимые специалисты – тем лучше будут результаты!
  • Томатис-терапия (оборудование «Besson of Switzerland»)
  • БАК (Биоакустическая коррекция)
  • БОС-терапия (Биологическая Обратная Связь)
  • Нейкоакустическая стимуляция inTime
  • Сенсорный терапевт/Психолог (консультация)
  • Нейропсихолог (диагностика)
  • Логопед (консультация, логомассаж)
  • Консультация KID-RCDI, аудиотест
Задать вопросы по поводу коррекционных методик и записаться на консультацию специалиста можно по телефону: +375 (29) 120-32-42 (Viber, Telegram, WhatsApp)

 





Другие статьи в журнале


Каталог


Все статьи