Закрыть меню

Коррекция СДВГ при помощи бак-терапии. Что представляет собой данный метод

12.05.2025 в 12:06, Blizko.by

Наиболее распространенное психоневрологическое расстройство поведения и внимания детского и подросткового возраста - синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ).

 

Клинические проявления синдрома определяются 3 симптомокомплексами:
  1. Нарушения внимания (невнимательность и/или патологическая отвлекаемость);
  2. Импульсивность, выражающаяся в неспособности подавить затормозить ответную реакцию;
  3. Гиперактивность (общая двигательная и/или речевая активность чрезмерная для данного возраста и интеллекта ребенка).
Встречаемость данного заболевания составляет 5-20% в детской популяции. Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек, и наблюдается в соотношении 5:1.
 
В лечении СДВГ необходим комплексный подход. В настоящее время лечение представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и нефармакологических методов коррекции поведения. 
 
Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии (позитивные результаты наблюдаются в 60-70%, при комбинированном применении медикаментов - в 75%). Однако медикаментозная коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата. 
 
В связи с этим разработка немедикаментозных способов лечения является весьма актуальной в современной нейропедиатрии. Метод БАК позволяет безопасно, мягко скорректировать неврологические нарушения, наблюдающиеся у таких детей.
 
Приведем результаты исследования В.Н. Трушиной, подтвердившей эффективность метода БАК у детей с СДВГ.
 
Трушина В.Н. исследовала эффективность БАК для реабилитации детей с СНВГ. Было обследовано 53 ребенка, из них - 41 (77,6 %) мальчик, 12 (22,6 %) девочек в возрасте 8±0,75 года (мальчиков - 8±0,74 и девочек - 7,8±0,75). Клинические признаки СНВГ определяли на основании критериев DSM-IV и МКБ-10 до и после курса БАК по структурированному диагностическому опроснику П. Уэндера для родителей. Тяжесть заболевания оценивали с помощью шкалы SNAP - IV до и после сеансов БАК. Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. Тест разработан в Физиологическом отделе им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН.
 
Все дети, получавшие сеансы БАК-терапии длительностью 20 минут № 10 через день, не получали медикаментозного лечения.
 
В результате анализа исходных значений уровня внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы с СНВГ определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей). В результате БАК терапии происходило заметное улучшение показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек.
 
В результате БАК терапии при анализе выраженности симптомов по шкале SNAP - IV (до и после лечения) произошло достоверное (р<0,01) снижение баллов показателей невнимательности, гиперактивности и импульсивности у детей с СНВГ.
 
По данным Трушиной В.Н., улучшение клинических проявлений сопровождалось достоверной реорганизацией БЭА. К концу курса процедур у 49 детей (92,45%) в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа активности. 
 
Анализ ЭЭГ исследуемых детей с СДВГ выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Это отчетливо выражено в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий. После проведения курса БАК у 45 пациентов (84,9 %) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии
 
Услуги центра развития «ОТКРЫТиЯ»:
Задать вопросы по поводу коррекционных методик и записаться на консультацию специалиста можно по телефону: 8 (029) 120-32-42 (Viber, Telegram, WhatsApp)
Открыть полную версию