Закрыть меню

Как музыка влияет на мозг ребенка и для чего нужны акустические стимуляции?

16.06.2022 в 16:29, Blizko.by

Доподлинно неизвестно, когда именно возникла музыка. Но известно, что её зарождение напрямую связано с развитием коммуникации: в общении древние люди подражали звукам природы с помощью ритма, тембра, интонаций, и это развивало их музыкальный потенциал. С тех пор музыка сопровождает жизнь человека и стала важной частью как коллективных, так и личных ритуалов.

Но как именно музыка влияет на наш мозг? И почему воздействует на наши эмоции, восприятие и поведение? Шведский профессор психологии Патрик Юслин выявил семь причин, —  рассказывают специалисты детского центра коррекционного развития «ОТКРЫТиЯ»:
 

Рефлексы ствола головного мозга

Мы инстинктивно реагируем на резкие звуки — и композиторы этим пользуются!
Ствол головного мозга — его старейший отдел. Там регулируется дыхание, ритм сердца и температура тела. Это первая точка на пути звуковых сигналов, идущих из внутреннего уха в мозг. Уже здесь высчитывается, например, временная разница между сигналами от правого и левого уха, благодаря чему мы понимаем, где находится источник звука. Слуховые рефлексы в стволе головного мозга превращают отдельные звуковые сигналы в физиологические реакции — так рождаются чувства.
 
Резкие, неожиданные звуки запускают реакцию вздрагивания — старт-рефлекс. Мышцы во всем теле резко сокращаются, мы моргаем и подскакиваем. Похожую реакцию могут вызывать сильные диссонансы в мелодии, которые порождают в нас тревожность. Иногда музыканты и композиторы пользуются этим механизмом сознательно, быстро и резко меняя громкость, тональность или ритм музыкального произведения, вызывая у нас чувство удивления или повышенного интереса.
 

Захват ритма

Мы двигаемся в такт музыке, потому что при прослушивании задействуются те же моторные системы, что и при движении.
 
 
Музыкальный ритм воспринимается двумя отделами головного мозга: базальными ганглиями и мозжечком. Если слушать музыку с ярко выраженным ритмом, под него начнут подстраиваться ритмы тела, например, пульс и дыхание. По мнению учёных, если люди слушают ритмичную музыку вместе, их дыхание и пульс синхронизируются и приобретают общий ритм. Когда физиологическая реакция доходит до мозга, она превращается в эмоцию. На концертах или парадах зрители испытывают чувство единения, потому что их пульс и дыхание синхронизируются в такт ритмичной музыки (например, техно-, клубной музыки) или марша. 
 

Условный рефлекс

Мелодия ассоциируется с контекстом, в котором мы слышали ее ранее.
Слово «рефлекс» описывает процесс, когда физиологическая реакция переносится от одного стимула на другой, если они воздействуют одновременно. Рефлексы могут возникать иу человека, если он периодически слушает определенную музыку в определенных обстоятельствах. Например, поставив рингтон на будильник, мы пробуждаемся от неожиданного воспроизведения уже известных нам звуков. В дальнейшем, если мы услышим мелодию вне контекста, то будем непроизвольно морщиться, вспоминая тяжелый подъем утром, и эмоционально реагировать. Мелодия становится стимулом физиологических реакций, то есть вырабатывается привычка-реакция на известную нам музыкальную композицию.
 

Эмоциональное заражение

Слушая музыку, мы перенимаем заложенное в ней настроение.
 
 
Сопереживание свойственно человеку: мы видим грустное лицо — тоже начинаем грустить, видим радостное — радуемся; копируем мимику, звуки и положение тела собеседника. Способность автоматически распознавать чужое состояние заложена глубоко в нашей нейробиологии в форме, которую называют зеркальной нейронной системой. Она состоит из мозговых клеток, которые активизируются, когда мы совершаем движение и когда видим (или слышим), как то же самое движение совершает кто-то другой.
 
Зеркальная нейронная система помогала нам эволюционировать: с ее помощью можно повторять мышечную активность другого организма и быстро учиться управлять телом, наблюдая за его движением. Так же и с музыкой: тональность мелодии, будто настроение собеседника, передается слушающему. Вероятно, поэтому, если мы слушаем минорные мелодии, то  человек сопереживает исполнителю и перенимает лирическое настроение музыки, что позволяет ему безболезненно выплеснуть и свои эмоции, а в свою очередь мажорные несогласованные мелодии и быстрые темпы вызывали позитивную реакцию с  чувствами счастья и радости.
 

Визуальные представления

Когда мы слушаем музыку, она вызывает ряды ассоциаций.
 
 
Что вы представляете себе, когда слышите Токкату и фугу ре минор для органа Иоганна Себастьяна Баха? Тревогу, восторженность, умиротворение — ответ будет индивидуальным. Кто-то представит горный пейзаж или простирающийся космос, кто-то — море или улицы ночного города. Музыка способна рисовать в нашем воображении картины, и для усиления этого эффекта можно внедрить в композицию естественные звуки, чтобы напрямую вызвать у слушателя нужные воспоминания. В свою очередь, наши визуальные представления усиливают эмоциональные реакции на музыку, а тем самым и на возникающие при её прослушивании чувства. 
 

Эпизодическая память

Музыка ассоциируется с эмоционально насыщенными для нас событиями.
 
Музыкальное произведение бывает очень личным, потому что создает особую атмосферу или вызывает в памяти воспоминание из жизни конкретного слушателя. Это явление можно назвать «Любимый, это наша песня». Обычно в жизни каждого есть один или несколько важных эпизодов, с которыми связаны определенные музыкальные произведения: «Под эту песню мы первый раз поцеловались» или «Во время припева на меня пролили пиво на концерте». 
 

Музыкальные ожидания

Слушая музыку, мы предугадываем, какие ноты прозвучат далее.
 
Мозг прогнозирует будущее, словно машина. По сути, его задача — воспринимать новую информацию на основе гипотез, построенных ранее. Модели будущего непрерывно обновляются на основе данных, поступающих от наших органов чувств. Так и с музыкой: мы слушаем мелодию, а мозг пытается угадать, какие ноты последуют дальше. Если угадывает — радуется, и мы включаем хит на повтор. Не угадывает — мы удивляемся и далее можем как обрадоваться неожиданному мотиву, так и разочароваться в нем. 
 
Именно поэтому музыка оказалась настолько важной и социально востребованной, благодаря  различным видам стимуляции  человеческого мозга — активизация инстинктов, вызов условных рефлексов и ассоциаций, запуск моторных систем, влияние на эмоции и уровень стресса, помощь в работе с интенсивной нагрузкой, а так же воздействие на зоны удовольствия.
 
И именно поэтому акустические виды стимуляций так эффективны в развитии и формировании коммуникативных навыков.
 
Более подробную информацию об акустических методиках и других услугах центра «ОТКРЫТиЯ» можно узнать следующим образом:
Центр коррекционного развития «ОТКРЫТиЯ» находится по адресу: г. Минск, ул. Ак. Федорова, 21.
Открыть полную версию