Закрыть меню

Вы точно удивитесь: в Минск ходил автобус с настоящими кроватями. А где сейчас можно поспать в автобусе лежа?

06.10.2025 в 10:30, Blizko.by

Вы совершенно точно не знали про этот факт: в Минск и Гомель ходил автобус с настоящими кроватями. Да, можно было выспаться лежа прямо на ходу! Таких автобусов в Беларуси больше не осталось, но в странах неподалеку все еще можно поездить. Сейчас расскажем и покажем, как выглядят кровати в автобусах и на каких маршрутах можно поспать в наши дни.

 

Минчанин Эрик, который уже делился с нами удивительными автобусными маршрутами прошлого, припомнил и такой факт. Где-то в начале двухтысячных он заметил в Минске автобус-«гармошку», маршрут которого лежал куда-то на черноморские курорты. В передней части были сидячие места, а в задней — спальные полки. Можно было купить билет только на «сидячку», а можно было доплатить — и тогда в придачу к сидячему месту получить еще и лежачее.

Звучит фантастически, не правда ли?

Тем не менее, мы смогли разузнать, что это был за автобус, откуда он взялся и куда ходил.

Это автобус малоизвестной у нас чешской марки Karosa (не путать с венгерским Ikarus). Кстати, один автобус-«гармошка» Karosa, но другой модели, закупленный для эксперимента, ходил в Минске на регулярных маршрутах.

Так вот, автобус с кроватями назывался Karosa C744 Hotel Bus. Из обычной «Каросы» его перестроила компания TICO Servis еще в 1992 году по заказу бизнесмена из Чехии Милана Булвы и его фирмы Bulva Service. Инженеры приподняли в задней части салона крышу на 60 сантиметров и обустроили там спальную зону, а заодно изменили конфигурацию дверей. Автобус тогда имел фиолетовый цвет кузова, потом он стал желто-зеленым.

 



В передней части было три десятка обычных сидячих мест: мягких, откидных, с подлокотниками и столиками. Тут же был подвешен телевизор с видеомагнитофоном — забытый ныне термин «видеодвойка». В средней части разместили мини-кухню, туалет, холодильник и спальное место для второго водителя.

 

 

 

А в задней — кровати для пассажиров в три яруса. Причем с одной стороны кровати были двуспальными, с другой — односпальными.

 

 

Выглядели они примерно как полки в плацкартных вагонах: одна над другой, с деревянными лесенками. У каждой кровати было окно с форточкой, полка-сеточка для мелких вещей и шторка, которая позволяла полностью отгородиться от салона. Всего получается 27 спальных мест плюс, как мы отмечали, был также «спальник» для сменного водителя. Журнал «Авторевю», посвятивший в 1998 году автобусу одну из заметок, ерничал:

 

«Но все равно — не слишком уютно, особенно когда в тесном отсеке, уложенные словно сельди в банке, спят 28 человек. А особый комфорт наверняка испытывали семейные пары, лежащие друг над другом…».

 

 



Фирма возила этом «отельбусе» туристов с марта по ноябрь от Скандинавии до Израиля. В конце 90-х автобус с пробегом в 200 тысяч километров выставили на продажу за 100 тысяч долларов.

 


На транспортных сайтах пишут, что с 2001 года его новый владелец жил не то в Николаеве, не то в Днепропетровске и организовывал перевозки на черноморские курорты из разных городов. Вот тогда-то он и появлялся в Минске. Помимо Минска, автобус замечали в Одессе, Донецкой области и Севастополе, еще он точно ходил по маршруту Киев – Николаев, а также из Москвы в Коблево — и тоже через Беларусь.

 

 

 

Вот каким был маршрут, написанный по всей длине автобуса: Москва – Брянск – Красный Камень – Салине – Добруш – Гомель – Новая Гута – Яриловичи – Чернигов – Киев – Умань – Первомайск – Южноукраинск – Вознесенск – Николаев – Коблево.

Что такое Красный Камень и Салине? Красный Камень — деревня в Злынковском районе Брянской области, где находится международный погранпереход. А вот что такое Салине — вопрос. Мы думаем, что это опечатка и что имелся в виду автомобильный пункт пропуска Селище недалеко от Красного Камня — уже на белорусской стороне — это было бы логично. Тем более что далее по маршруту указаны еще два сопредельных пункта пропуска: Новая Гута и Яриловичи.

 

 

 

Сервис подсчета расстояний показывает, что протяженность такого маршрута составляет 1.480 километров. Конечно, в такое поездке захочется полежать и вздремнуть.

 

Удобно ли ездить в автобусе с кроватями? В теории да: можно выспаться во время длительного ночного переезда или просто прилечь днем и вытянуть ноги, если они затекли в кресле. Но нужно также помнить, что в «нулевых» в Беларуси, России, Украине было немало дорог с плохоньким асфальтом, поэтому местами комфортный сон наверняка сменялся тряской, которая в лежачем положении переносится хуже, чем сидя. Тем не менее, около десятка лет этот «отельбус» возил отдыхающих на курорт.

Автобус, видимо, несколько раз сменял регистрацию, потому что его фотографировали с разными номерами. При этом на автобусе все это время сохранялись старые надписи Mezinarodni Autobusova a Kamionova Doprav (международные автобусные и грузовые перевозки), Bulva Service и Jiři Kalousek (довольно популярные имя и фамилия в Чехии).

 



После 2012 года следы автобуса теряются, фотографий больше не встречалось, — видимо, его вывели из эксплуатации и, возможно, пустили на металлолом. По крайней мере, в онлайн-базах, отслеживающих автобусы, отмечено, что к 2014-му автобуса уже не было «в живых».

То есть, более десяти лет назад уникальный Hotel Bus прекратил свои перевозки со спящими пассажирами. Также в «нулевых» в России существовали спальные автобусы для торговцев-челноков. Это была самостоятельная переделка, и бывшие пассажиры отмечали очень невысокий уровень комфорта езды. А сейчас есть ли такая возможность?


Вообще «слипинг-басы», или «слипербасы» — автобусы со спальными местами, — популярны в странах Азии: Пакистан, Вьетнам, Камбоджа, Индия, Китай. Где-то спальные месте выглядят как поставленные друг на дружку раскладушки, где-то — как роскошные альковы с телевизорами, наподобие люкс-бизнес-классов в самолетах некоторых авиакомпаний.

 

 

 

 

 

 

Пассажир получает комфорт спального вагона там, где железной дороги нет. Ночь в пути — можно неплохо выспаться да еще и кино посмотреть.

 

 

 

 

 


А поближе к нам есть?

Пишут, что еще совсем недавно такие автобусы ходили из Москвы в Ростов и Махачкалу.

 

 

Сейчас мы в расписании таких рейсов не нашли, однако отыскали спальные автобусы чуть подальше. В Казахстане.

Такие автобусы ходят на популярный курорт — озеро Алаколь, причем «слипербасами» оперируют сразу несколько турфирм. Автобусы ходят из Алматы, Семея, Усть-Каменогорска, Павлодара. Автобус китайской марки King Long переоборудован под спальный экспресс: тут установлены двухъярусные никелированные кровати, обычно на 32 места. Отмечается, что на лежаке удобно ехать пассажирам ростом не более 180 см, более высоким ехать будет некомфортно, «в противном случае вам придется сгибать ноги из-за конструкции спального места».

 



Полы в автобусах с лежачими местами застелены ковровым покрытием, поэтому при входе нужно разуваться. Каждый пассажир получает пакет для обуви, одноразовую простыню и наволочку (некоторые берут с собой свое постельное белье). Кушетки на первый взгляд кажутся очень короткими, но в них есть «карман» для ног, поэтому человек с ростом до 175 см помещается спокойно. От головы другого человека пассажира отделяет перегородка, поэтому никто друг другу не мешает. Также на каждом месте есть привязные ремни — они защищают от выпадения в проход.

 

 



Поезд доберется из Алматы до озера примерно за 16-20 часов, автобус с обычными сидячими местами — примерно за 10 часов, а спальный автобус идет столько же или чуточку дольше: 11-12 часов. Билет туда-обратно стоит 25 тысяч тенге (это примерно 136 белорусских рублей или 46 долларов).

 

 



Интересный факт. Турфирмы предупреждают:

 

«По пути есть санитарные остановки — во время таких остановок можно размять ноги, покурить, сходить в туалет. Возьмите с собой фонарик, потому что туалетов по дороге пока еще нет, а чтобы найти в темноте нужный кустик, понадобится фонарик».

 

Удивительный «комфорт», абсолютно непонятный пассажирам Беларуси, которые на дальних рейсах привыкли или к туалетам прямо в салоне автобуса, или к санитарным остановкам на больших заправочных комплексах с хорошими и чистыми стационарными туалетами. Так что если вам хочется такой вот экзотики — кроватей в автобусах, но с неожиданными особенностями в пути, — отправляйтесь в Казахстан.

Читайте также:

Фото: АвтоРевю, Андрей Василисков, Dzen.ru, турфирмы Казахстана

Открыть полную версию