Закрыть меню

Владельцу электромобиля в тысячу раз проще, чем владельцу обычной машины: Хватает ли в Минске зарядных станций?

19.10.2023 в 17:50, Blizko.by

Министерство энергетики рассказало, сколько в стране сейчас зарядных станций для электромобилей. Blizko.by припомнил, какие сети уже развернуты в Минске и что ждет нас в ближайшем будущем. Неожиданный вывод: оказывается, водителю электрокара в тысячу раз проще, чем водителю топливного автомобиля.

 

Число зарядных станций для электротранспорта в Республике Беларусь превысило 900, сообщает Telegram-канал «Минэнерго Официальный».

— Это не только станции производственного объединения «Белоруснефть», которое является государственным оператором по созданию зарядной сети, но и других организаций, юрлиц, которые устанавливают такие объекты в том числе для собственных нужд, — рассказал министр Виктор Каранкевич.

Он же отметил, что потребление энергии машинами-«электричками» растет. За 9 месяцев 2023 года общий объем потребления электроэнергии составил 29,8 миллиарда кВт*ч, что на 1,8 миллиарда кВт*ч (или на 6,4%) больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Какие вообще сети зарядных станций есть в стране и Минске? Все электромобилисты и многие просто автомобилисты (и даже не-водители) знают сеть Malanka, но она все же не единственная.


Недавно Blizko.by подсчитывал число электромобилей в Минске и сравнивал эти значения с официальной статистикой, которая, как выяснилось, противоречила сама себе и приводила цифры, отличающиеся в 3 раза.

 

Malanka



Malanka — это бренд зарядных станций бело-зеленого цвета от концерна «Белоруснефть»; ее станции сроятся как просто в городе, так и на топливных АЗС. Сейчас в сети более 630 зарядных станций, из них более 130 в Минске. Есть как слабенькие на 22 кВт, так и быстрые на 100-150 кВт, а в Минске на улице Наполеона Орды есть даже сверхбыстрая зарядка на 350 кВт. Также станции начали оснащать китайскими разъемами GB/T, ведь китайских «электричек» покупают все больше и больше, и сейчас в сети можно найти практически любой коннектор: CCS, Type 1, Type 2, CHAdeMO, GB/T.

 



На карте заправок отмечается их выдаваемая мощность, состояние (свободен/занят), а также производитель оборудования (Vityaz, ForEvo, TZone). В приложении и на сайте можно подобрать зарядную станцию по мощности и типу коннектора.

 



Тарифы на зарядку такие: при зарядке переменным током (медленные зарядки) — 40 копеек за 1 кВт*ч, при зарядке постоянным (быстрые) — 49 копеек за кВт*ч.

К концу года обещают ввести в строй еще три супербыстрые зарядки на 350 кВт.

 

Evika! / Iskra



В конце декабря 2022 года оператор связи «Белтелеком» презентовал новое направление деятельности — сеть зарядных станций для электромобилей под названием Evika!. Тут есть легкая путаница: сеть называется Evika!, а приложение для смартфонов — Iskra. Это потому, что поначалу сеть Iskra развивал производитель «Витязь», а Белтелеком использовал их готовое решение.

Зарядные столбики этой сети выкрашены в синий и зеленый цвет. Они располагаются рядом со зданиями АТС «Белтелекома» в неприметных местах — возможно, это одна из причин, по которой тут почти всегда можно встретить свободное местечко, в отличие от «Маланки».

 



Сейчас в сети Evika! всего 25 зарядных станций, в том числе 16 в Минске (остальные — в Брестской, Минской и Витебской областях, а также в Гомеле). К концу 2025-го компания планирует открыть 300 зарядных станций.

Все зарядные станции оснащены только одним типом коннектора — Type 2, и выдают мощность только 22 кВт. То есть, зарядка здесь — это долгое дело, и компания даже подает это как преимущество: «Для полного заряда батареи переменным током требуется 4-8 часов. Переменный ток гарантирует бережную эксплуатацию батареи автомобиля». Поэтому и тариф только один: 40 копеек за 1 кВт*ч.

 



Что касается собственно сети Iskra от «Витязя», то она очень неплохо маскируется. На сайте производителя есть карта зарядных станций, которая показывает почти исключительно станции Evika! плюс несколько станций где-то под Пуховичами. А витебские станции, которые торжественно открывали в прошлом году, там не отражены. Из новостей известно, что те зарядки выдавали мощность в 7 и 22 кВт и что компания собиралась развивать сеть под собственным брендом, оснащая их зарядными «колонками» мощностью до 200 кВт.

 

ForEVo



Сложное название этой сети на самом деле намекает сразу на несколько вещей. Название созвучно английскому слову forever — «всегда». Если поделить слово на части, то получится «for evo» — «для эволюции», где EV — это electric vehicle, то есть, «электромобиль».

Сеть ForEVo входит в группу компаний А-100, которая развивает собственную сеть топливных АЗС. А собственно под брендом ForEVo работают электрозарядные станции в Минск и Минском районе. Компания утверждает, что в ее сети 38 зарядных станций. В целом они разбросаны по окраинам и пригородам Минска, и на первый взгляд может показаться, что их совсем немного — ну буквально десяток. Но если открыть более подробную карту Новой Боровой…

 



ForEVo — это такая сеть-кроссовер. Потому что для того, чтобы воспользоваться ее быстрыми зарядными станциями с мощностью от 50 до 120 кВт, надо скачать приложение Malanka от «Белоруснефти», — здесь тариф составляет 49 копеек за 1 кВт*ч. Для медленных зарядных станций на 22 кВт нужно приложение Charge&Go, а в ЖК Пирс — отдельное приложение Volt, — на всех медленных станциях тариф составляет 40 копеек за 1 кВт*ч. На быстрых станциях установлены коннекторы CCS, CHAdeMO и GB/T, а на медленных — Type2.

 


 

Skat

Новая сеть зарядных станций открылась под Минском буквально неделю назад. Название сети — Skat, а развивать ее будет компания «БелСельЭлектроСетьСтрой». Колонки этой станции выдают мощность в 22-30 кВт и уже оснащены популярным китайским разъемом GB/T (на презентации заряжали китайский же электромобиль Hongqi).

 



Будущие станции (до конца года собираются установить еще 15) смогут обеспечивать как быструю зарядку электрокаров — за 15-40 минут, так и медленную — в течение 6-8 часов. В будущем ежегодно планируют производить по 100 таких станций.

 



Развивать сеть планируется прежде всего в городах: в густонаселенных жилых массивах, в шаговой доступности от крупных магазинов и т.д. В приоритете: Минск и областные центры, затем – районы.

 


А пока что сеть состоит всего из одной станции — она находится площадке филиала «Управление производственно-технологической комплектации» по адресу: Колодищи, улица Промышленная, 8.

 



Кроме этих сетей, собственные зарядные станции устанавливают возле офисов банков (например, они есть у Технобанка и Белорусского народного банка), на паркингах торговых центров и так далее.

 

Дополнение

В Минске появилась новая сеть зарядных станций — BatteryFly.

Самая мощная зарядная станция в Минске выдает 750 кВт мощности.

 

Зарядных станций в Беларуси много или мало?

Как мы отметили, всего в Беларуси уже чуть более чем 900 зарядных станций электромобилей, при этом число самих электромобилей (без гибридов) на конец 2022 года зарегистрировано 3.535. Получается в среднем 4 электромобиля на одну зарядную станцию. Обычных же легковушек в стране 3.100.565 — и в целом на них приходится примерно 890-900 топливных АЗС, или в среднем по 3.445 машин на одну заправку. То есть, водителю электромобиля примерно в тысячу раз проще найти себе зарядную станцию. Но важно учитывать, что в сети зарядных станций полно медленных колонок, полного заряда у которой надо ждать 6-8 часов. А легковушки на бензине/дизеле/газу заправляются за 6-8 минут, а чаще и того быстрее.

Читайте также:

Фото автора и опраторов зарядных станций

Открыть полную версию