Закрыть меню

В ЮНИСЕФ выяснили, что важно для семьи ребенка с инвалидностью в Беларуси

23.08.2025 в 11:00, Blizko.by

В приоритете психологическая поддержка и доступность услуг.

 
Семьи, воспитывающие ребенка с особенностями психофизического развития и инвалидностью, строят свою жизнь так же, как и любые другие семьи – с заботой о детях, радостью достижений и поиском новых возможностей для роста. Исследования белорусских и российских экспертов показывают, что ключевые потребности таких семей разнообразны: от доступа к качественной информации и профессиональной поддержке до создания условий для образования, реабилитации и полноценного участия детей в жизни общества.
 
Эксперты отмечают, что в разные периоды – от первых лет жизни до подросткового возраста и момента выбора профессии – меняются приоритеты семьи. Например, в начале важно укрепить здоровье родителей, которые переживают эмоциональную адаптацию к новой ситуации, а позже - выстроить комплексную поддержку для всей семьи с учетом ее индивидуальных потребностей.
 

Информация – основа уверенности родителей

Первостепенной и наиболее значимой потребностью является доступ к проверенной информации: о правах семьи, индивидуальных особенностях развития ребенка, современных методах абилитации , доступных образовательных и медицинских услугах. Родители хотят не только получать сведения, но и иметь возможность диалога со специалистами, чтобы принимать решения осознанно.
 
Жанна, мама 12-летней Маши из Витебска, отмечает:
 
— Когда дочке поставили диагноз, нам было важно понимать, какие шаги помогут ей развиваться. Сейчас интересуемся новыми методами абилитации (комплексом мероприятий, направленных на формирование и развитие способностей и навыков у людей, особенно у детей с особенностями психофизического развития. Прим — Blizko.by ), общаемся с другими семьями, обмениваемся опытом. Это придает уверенности и силы.
 

Психологическая поддержка – ресурс для всей семьи

В городах все больше родителей обращаются к психологам и психотерапевтам, чтобы получить профессиональное сопровождение в непростые периоды жизни семьи.
 
 
Примечательно, что многие родители видят возможности психологической поддержки только в отношении детей и не знают или не понимают, как и где они сами могут получить квалифицированную консультацию или сопровождение специалистов. Необходимо отметить, что кроме профессиональной психологической помощи хорошей поддержкой могут стать другие родители и родительские группы самоподдержки, объединенные общей проблемой. 
 
У жителей сельской местности такого запроса почти нет. Эксперты связывают это с тем, что у родителей здесь более остро выражены материальные проблемы и потребность в медицинском обслуживании, особенно в помощи узких специалистов и реабилитации, а также тем, что для людей, проживающих в сельской местности, услуги психолога пока являются достаточно новым и непривычным видом помощи. Жанна комментирует:
 
— Сейчас наша (моя и других родителей, имеющих детей с ДЦП) главная трудность – отсутствие возможностей квалифицированной реабилитации в Витебске. — Мы вынуждены искать и получать их в других регионах, поэтому о собственных психологических трудностях задумываться не приходится.
 
Ирина, мама 13-летнего Максима из Гомеля, добавляет:
 
— Хотелось бы больше комплексной психиатрической диагностики и понимания, как помочь ребенку раскрыть потенциал. Есть только два диагноза, которые заслуживают внимания у наших психиатров: это аутизм и умственная отсталость. Остальные проблемы остаются за кадром. Пограничные дети, которые с одной стороны не дотягивают до нормы, а с другой стороны "не так плохи", остаются без помощи и без диагнозов”.
 

Практические вопросы и доступ к услугам

Материальные и организационные ресурсы семей напрямую влияют на возможность посещать реабилитационные и образовательные учреждения, особенно если они находятся далеко от дома. В некоторых регионах актуален вопрос транспорта или покрытия расходов на специализированные занятия. Почти 70% семей отмечают, что существующая материальная помощь полезна, но ее можно сделать более адресной и доступной. 
 
 
 
Услуги дополнительного образования (кружки, секции) и спорта пока плохо приспособлены для нужд детей с ОПФР и инвалидностью. Это связано как с проблемами архитектурной доступности этих учреждений, так и с неготовностью персонала адаптировать свою работу под нужды ребенка с инвалидностью.  “Мы с сыном любим спорт, но в некоторых секциях пока не готовы принять детей с особенностями развития. Мы верим, что совместные усилия родителей и тренеров помогут изменить ситуацию, чтобы спорт был доступен каждому ребенку, – делится Полина, мама 13-летнего Платона из Гомеля. 

Партнерство семьи и специалистов

Эксперты подчеркивают: чем раньше специалисты узнают о семье и ее потребностях, тем быстрее можно выстроить грамотное комплексное сопровождение для ребенка и родителей.
 
В Беларуси работают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), центры раннего вмешательства (ЦРВ), созданные при содействии ЮНИСЕФ и финансовой поддержке правительства Российской Федерации, психологические службы и общественные объединения родителей. Кроме того, постоянно растет число школ и дошкольных учреждений, в которых организована инклюзивная среда и созданы условия для гармоничного развития детей с особенностями.
 
Многие родители выбирают активную позицию: учатся новым навыкам, осваивают дополнительные профессии, чтобы эффективнее поддерживать детей и помогать другим семьям.

Где можно получить помощь

Поддержку семьям, воспитывающим ребенка с ОПФР и инвалидностью, готовы оказать:
Общественные объединения родителей и людей с инвалидностью: 
Общественные организации людей с инвалидностью: 
 
Социально-педагогические центры (СПЦ), куда можно обратиться с ситуациями детско-родительских отношений, вопросами проблемного поведения ребенка. В СПЦ получить консультацию могут не только родители, но и подростки.
 
Бесплатные телефонные линии, где помогут в кризисной ситуации: 
Открыть полную версию