Закрыть меню

В минском метро снова изменили систему оплаты проезда банковскими картами

19.04.2025 в 13:32, Blizko.by

Пассажиру наконец-то станет удобнее.

 

Официальный аккаунт Минского метрополитена сообщает, что в подземке снова поменяли ситему оплаты проезда банковской карточкой. Теперь оплату будут списывать за каждую поездку, а не за три.Об этом рассказали Office Life в «Сбер Банке».

На специальном сайте сервиса оплаты проезда PayByCard.by с личным кабинетом пассажира обновили информацию, теперь там сказано так:

«Списание денежных средств по оплате проезда с карточки выполняется отдельной транзакцией за каждую поездку в соответствии с установленным тарифом транспортной организации».

А еще два года назад было так:

«Банк в течение 48 часов после первого успешного прикладывания к валидатору объединяет несколько транзакций (не более 4-x), в единую транзакцию с выставлением итоговой суммы для оплаты за совершенные поездки».

Blizko.by подробно рассказывал, как работает эта система. Она называется «агрегирование поездок».

Агрегирование — это когда оплачивается не каждый проход через турникет, а сразу несколько. Система ждет выполнения определенных технических условий — и только после этого списывает деньги с карты. Это касается только оплаты по банковской карте и не задействует обычные проездные.

Скажем, с лета 2023 года действовал такой механизм:

То есть, если пассажир в течение трех дней совершил менее 4 поездок (допустим, 2), и всякий раз оплачивал проезд банковской картой, — то по истечении двух суток после первого прохода через турникет оплата списывалась одним платежом за эти две поездки. Если же пассажир совершил больше 4 поездок (скажем, 5), то оплата списывается одним платежом сразу не более чем за 4 из них, а потом система снова ждет, пока накопится 4 поездки или пока истекут очередные 48 часов.

Для пассажира такой механизм был не всегда удобен, потому что сразу после поездки деньги не списывались, зато потом, через 2-3 дня, вдруг могла списаться сразу большая сумма, и приходилось думать и вспоминать, на что ушли эти деньги.

Агрегирование поездок появилось не сразу. В тестовом режиме оплату проезда в метро по банковской карте запустили в сентябре 2017 года, а агрегирование ввели только в начале августа 2018–го. Минский метрополитен объяснял это возросшей нагрузкой на систему оплаты.

С тех пор успело смениться по крайней мере 5 подходов: критериями становилось разное число поездок (от 3 до 6) и разный срок (от 48 до 72 часов). Вплоть до недавнего времени агрегировалось по 3 поездки, теперь же, как было сказано, списываться будут деньги за каждую из них.

Когда агрегирование появилось, люди, близкие к банковским кругам, сразу выдвинули версию: просто так дешевле. Каждая проведенная транзакция означает, что банк, обеспечивающий эти операции, должен за них платить: процессинговому центру, платежной системе. И если объединять несколько транзакций в одну, — то размер комиссии выйдет для банка меньше.

Вадим Смотряев, технический директор компании IBA IT Park, которая разрабатывала систему оплаты проезда в минском транспорте и валидаторы для нее, рассказывал:

— Есть механизмы, которые позволяют управлять транзакционной нагрузкой. Система разрабатывается как массовая, и в часы пик эти механизмы позволяют управлять нагрузкой, чтобы все транзакции обрабатывались качественно. С другой стороны, банк проводит акции и обладателям определенных карт иногда позволяет проходить в метро бесплатно. То есть работает механизм скидок.

Люди, которые работают с банковскими карточками, знают, что критерии размера комиссии — это книжечка толщиной с палец. В зависимости от банка, от продукта, — эта тарификация очень сложная. Так что этот вопрос надо задать банку, который рассчитывает свой процент эквайринга: как он формируется, сколько он тратит на авторизации. Но думаю, что не без этого: так выгоднее.

Открыть полную версию