В Минске собираются ввести единую «сквозную» нумерацию всего общественного транспорта. Это не новая идея, но до сих пор дальше разговоров дело не доходило. Между тем, в Минске есть несколько уникальных остановок, которые показывают и доказывают, что единую нумерацию давно пора было ввести. Blizko.by изучил вопрос.
Сейчас у общественного транспорта Беларуси отдельная нумерация у каждого вида. Есть автобус с номером 1, есть троллейбус №1 и трамвай №1 тоже есть. аналогичная ситуация в городах России, Украины и других стран.
И если на улице Куйбышева вам скажут «Садитесь на двадцать девятый» — то непонятно, к чему это относится: к автобусу или троллейбусу, потому что там есть остановки и того, и другого.
И таких мест в Минске, где легко запутаться, несколько.
Единая нумерация позволит решить эту и другие проблемы. «Единица» — это только автобус, «двойка» — только троллейбус, «тройка» — только трамвай и так далее. Единая нумерация действует в городах разных стран к западу от Беларуси.
Единая, «сквозная» нумерация нужна для того, чтобы избавиться от путаницы в номерах общественного транспорта — и не только в номерах, но и в самих автобусах и троллейбусах.
В Минске есть несколько уникальных остановок, этакие эталоны, которые доказывают, что у раздельной нумерации полно минусов.
Одна из них — «Партизанский проспект» на улице Ванеева возле дома №26. Здесь останавливаются и автобус №59, и троллейбус №59. Не через дорогу, не за перекрестком, а на одной и той же остановке, у одной и той же лавочки. Ошибся — и вместо Чижовки уехал в Курасовщину. Причем ошибиться не так уж и сложно: и тот, и другой ходят достаточно часто, и могут прийти на остановку не то что с разницей в минуту, но вообще одновременно. Например, оба этих маршрута остановятся здесь в 08:51, 11:57, — а в другое время будут следовать один за другим с разницей в минуту-две.
Вторая такая остановка — конечная диспетчерская станция «Дружная»: здесь можно сесть и на автобус, и на троллейбус №43.
Третья остановка — «Комаровский рынок» на улице Куйбышева в сторону Немиги: тут одновременно и автобус, и троллейбус №29.
— Как можно перепутать автобус и троллейбус? — спросит читатель. — У одного есть «рога», у другого нет.
Справедливое замечание? Справедливое, да не очень-то. Мы не зря сказали, что некоторые остановки уникальные. Это как раз «Партизанский проспект» и «Дружная». Потому что по маршрутам троллейбусов 43 и 59 еще в 2017 году пустили электробусы, которые без «рогов». И вот на остановку подъезжают внешне почти одинаковые транспортные средства, только один из них автобус, а второй — электробус по маршруту троллейбуса. Можно, конечно, сказать: «Ну так читайте, что на табло написано!» А если табло не видно? Ты идешь к остановке, тебя опережает нечто, и в его заднем торце на маленьком табло отображается только «59» без маршрута. Обязаны ли все минчане знать «в лицо» все модели автобусов, троллейбусов и электробусов и различия между ними?
Кроме того, есть еще и такая путаница. В Минске то и дело вместо троллейбусов пускают автобусы — из-за поломок или по другим причинам. Например, прямо в эти дни вместо троллейбуса №2 ходит автобус, на табло которого написано «2Т» (буква «Т» означает, что автобус идет по маршруту троллейбуса). Приехал такой вот автобус — но автобусный проездной ему не подходит, нужен троллейбусный! Если человек живет в этом районе или пользуется этим маршрутом часто, то он поймет, что к чему. А если пассажир приехал из другой части города? Так и будет ждать, пока не приедет настоящий троллейбус?
Гендиректор «Минсктранса» Олег Дзюбенко рассказал:
— После получения нового подвижного состава и замены в том числе и информационных табло на троллейбусах и автобусах, планируется введение единой нумерации.
На пути к этому есть еще технические сложности, рассказал он. Их разберем ниже.
Разговоры о необходимости ввести единую, «сквозную» нумерацию ходят в транспортных кругах уже давно. Но до конкретных шагов дело не доходило. Лишь несколько лет назад официальные лица из транспортных организаций начали рассказывать, что действительно планируют ввести такое новшество.
В январе прошлого, 2022 года заместитель председателя Мингорисполкома Юрий Трущенко во время диалоговой площадки на предприятии «Минсктранс» рассказывал:
— Третье направление — оптимизация маршрутной сети. Скорее всего, необходимо ввести сквозную нумерацию общественного транспорта всех маршрутов, чтобы не было трамвая №1 и автобуса с таким же номером. Это позволит оптимизировать и сеть: по одному маршруту будет ехать один вид наземного транспорта. Соответственно в перспективе можно перейти и к единому цвету такого транспорта.
Да, делается. И пассажиры могут это видеть.
По словам Олега Дзюбенко, одним из этапов стало введение единого проездного, который уже несколько месяцев действует в столице и который тоже задумывали еще несколько лет назад. И хоть полностью от деления на автобусы-троллейбусы-трамваи в Минске пока еще не избавились, но «единый» проездной позволяет ездить в любом виде транспорта, при этом стоит всего как бывший проездной на два вида транспорта, а не на 4-5.
А летом 2020–го в Минске изменили диапазон номеров городских автобусов за счет пригородных. До тех пор под городские автобусы были зарезервированы номера с 1 до 199, а «двухсотые» были отданы пригородным маршрутам. Но к тому моменту все городские маршруты перестали умещаться в свой диапазон (всего было около 210 разных маршрутов), приходилось задействовать буквы. Поэтому в июле 2020 года Мингорисполком и Минский облисполком внесли изменения в совместное решение, действующее с 2009–го. И теперь для городских маршрутов общественного транспорта освобожден диапазон номеров с 200-го по 299-й. Основные пригородные будут начинаться на 3** и 4**, сезонные — на 8** (раньше они стояли в общем ряду), временные — на 9** (это маршруты, которые организуются на определенные мероприятия на несколько дней или на периоды дорожно-строительных работ). А 2** теперь начнут присваивать городским маршрутам.
Простейшим выходом видится перемещение всех троллейбусных маршрутов в новый числовой диапазон. Напоминаем: для городских маршрутов высвободили номера с 200 по 299. Таким образом, сегодняшний троллейбус №1 получит №201, а сороковой станет двести сороковым. Тогда и привыкание горожан будет максимально безболезненным.
С другой стороны, можно заполнить пустующие номера, не занятые автобусами. Например, прямо сейчас нет автобусов с номерами 8, 10, 38, 46, 56, 89, 90, 117, 123, 125, 152, 164, 165, 171, 172, 179, 182, 183, 187, 188, 193, 196, 197, 198. Но, вероятно, этот запас лучше оставить для новых автобусных маршрутов.
И, конечно, можно совсем все перемешать и ввести абсолютно новую нумерацию, основанную на каком-нибудь новом принципе. Скажем, все автобусы и троллейбусы из Фрунзенского района получат номера от 1 до 50, а из Московского — от 50 до 100, и так далее. Но смысла в такой мешанине немного.
Полтора года назад «Минск-Новости» со ссылкой на неназванных транспортных специалистов говорили, что «есть по крайней мере несколько причин, по которым в Минске давать всем маршрутам отдельные номера нецелесообразно».
Мол, «траектория некоторых «дочерних» маршрутов мало отличается от основных, и чтобы пассажирам, которые пользуются такими автобусами, было проще ориентироваться, всего лишь добавляют буквы к существующему номеру и частично меняют название. Классический пример — версии маршрута №108 «Автозаводская — Гатово». Автобусы под этим номером возят пассажиров в будни, №108Д «Чижовка — Гатово» курсируют по сокращенной трассе по выходным, а также в будни в утренние часы пик в помощь 108-му».
Однако этот пример никак не мешает единой нумерации автобусов и троллейбусов. Оставьте свои А, Б, Д и прочие буквы и просто добавьте в свободный массив еще и троллейбусы с трамваями.
Олег Дзюбенко приводит и другую причину, по которой введение единой нумерации пока тормозится. По его словам, часть информационных указателей на троллейбусах не могут поддерживать изображение трехзначных чисел.
Возможно, речь идет как раз про задние окошки-табло, в которых виден лишь номер маршрута. Потому что еще несколько лет назад по Минску ходили троллейбусы №35Д и №41Д, и на их передних и боковых информационных табло прекрасно отображался весь номер с буквой. А прямо сейчас по Минску в вечерний час пик ходит троллейбус №10Д. Тем не менее, Олег Дзюбенко считает, что введение единой нумерации планируется лишь «после получения нового подвижного состава и замены в том числе и информационных табло на троллейбусах и автобусах». Сколько машин и/или их табло нужно заменить и когда это все может произойти, специалист не рассказал.
Но, по крайней мере, транспортники действительно настроены внедрить единую нумерацию.
Если все троллейбусные маршруты получат номера из двухсотого массива (200-299), то не исключено, что пассажиры начнут для краткости обрезать эти первые цифры в устной речи. Не «Садись на двести тридцать первый троллейбус», а просто «Садись на тридцать первый троллейбус». И стоит ли ради этого затевать перенумерование?
Возможно, нужно поменять не только нумерацию, но и организацию пассажирских перевозок в целом. Полностью избавиться от разделения транспорта на автобусы, троллейбусы и трамваи. А просто: нужно тебе доехать из Зеленого Луга на Ангарскую — садишься на «тридцатьчетверку». А перевозчик уже пусть сам думает, что ему удобнее в этот день и в это время дня выставить на маршрут: троллейбус, автобус, электробус или еще какой-нибудь дуобус либо шинный трамвай, которых в Минске (пока еще) нет.
Читайте также:
Фото: Transphoto.org