Закрыть меню

В Минске вскрыли и разобрали булыжную дорогу. А где еще в столице остались каменные улицы?

06.10.2023 в 17:00, Blizko.by

В ходе дорожных работ в Минске вскрыли и, как это обычно бывает, разобрали булыжную дорогу. В столице в целом осталось исчезающе мало каменных мостовых. Blizko.by срочно выписал командировочное удостоверение на «Розочку», а заодно припомнил, где еще были и остались дороги, мощеные булыжником.

 

Что происходит?

Blizko.by писал: с 1 октября по 15 ноября перекроют участок улицы Розы Люксембург на участке от Карпова до Щорса. Делают это «в связи с угрозой безопасности дорожного движения, в том числе жизни и здоровью граждан». Это официальная причина.

ГАИ выложила схему объезда и пояснила, что улицу перекрыли «в связи с проведением ремонтных работ».

 



На одном из профильных форумов появилась информация: в западной части перекрытого участка вскрыли и разобрали булыжное основание дороги.

 

Что это за дорога?

Мы тут же выехали на место событий. Действительно, примерно напротив жилого комплекса «Матвеевский» (улица Розы Люксембург, 151) строительная техника вскрыла асфальт, под которым обнаружились сотни булыжников. Пока что рабочие укладывают в грузовики куски асфальта, камни остаются лежать на месте.

 

 

 



Видно, что это целые и колотые булыжники, но не тесаные — то есть, это не брусчатка, когда ровно обтесанные камни плотно подгоняют один к одному.

 

 

 

Булыжные дороги в прошлом были довольно распространены. Во многих деревнях Беларуси они встречаются до сих пор. Перед обычной песчаной/грунтовой и даже гравийной (грейдерной) дорогой у булыжной есть важное преимущество: в самую лютую весеннюю распутицу, в самые затяжные осенние ливни дорога остается ровной и твердой, позволяя проехать как автомобилям, так и велосипедам, не говоря уже про гужевые повозки. При этом, конечно, у дороги есть и минусы: езда по булыжникам сопровождается тряской. Тем не менее, пока другие типы твердых покрытий (асфальт, бетон) не получили широкого распространения, булыжные/брусчатые дороги продолжали укладывать и переукладывать в Беларуси даже после войны.

 

 

Откуда вообще взялась эта дорога и что с ней будет теперь?

В далеком 2012 году Blizko.by уже писал про то, что на «Розочке» обнаружилась булыжная дорога. И, кстати, на этом же участке дороги, даже на чуть большем: от Щорса не только до Карпова, но и до проспекта Жукова.

 

 



Тогда просто содрали старый асфальт, а поверх положили новый. Что интересно: тогда ни дорожные службы, ни историки не могли сойтись во мнении, когда же были уложены эти булыжники. Одни говорили, что еще в 1976–м каменная дорога была, другие — что еще в 1965–м ее закатали в асфальт.

 

 



Сейчас, очевидно, булыжную дорогу восстанавливать не станут. В лучшем случае оставят каменную «подушку» как основание для свежего слоя асфальта после завершения ремонтных работ.

 

 

 

Где в Минске еще были каменные улицы?

В середине 20 века в ходу было слово «мостовая» — от слова «мостить». То есть, улицы были мощеные: брусчаткой или просто булыжником. На старых советских фотографиях Минска их немало: на улице Советской и площади Мясникова и в других частях города. Со временем все или почти все эти улицы вместо камня получили асфальт.

 

Улица Советская, 1940-е

 

Улица Свердлова, 1950

 

Привокзальная площадь, 1949

 

Будущая площадь Мясникова, 1952

 

Улица Маяковского, 1950

 

А где еще недавно под асфальтом находили камни?

Осенью 2017 года при переделке улицы Комсомольской в пешеходную нашли каменный слой, как сообщалось, 19 века. Тогдашний главный инженер «Минской спадчины» Михаил Жих уверял, что часть этих камней будет выложена на улице.

В июне 2020-го перекрыли проезд с улицы Мясникова на Московскую: тут делали примыкание к Первому транспортному кольцу. Для этого на участке улицы Московской от Толстого до Клары Цеткин сняли слой асфальта, под которым обнаружилась брусчатка — именно брусчатка: обтесанные гранитные бруски, плотно подогнанные друг к другу.

 

 

 

Кстати, эта брусчатка есть на фото 1954 и 1943 годов.

 

 

Через день экскаватор сгреб камни, и их вывезли грузовиками.

 

 

Директор ГП «Гордорстрой» Александр Ярошик рассказал корреспонденту «Минск-Новости»:

— Фрагмент брусчатки площадью 1.080 кв.м. обнаружили под асфальтным покрытием на перекрестке с ул. Толстого. Ее убрали с помощью экскаватора. Это гранитный камень, и такая техника не наносит ему никакого вреда. В полном объеме брусчатка в ближайшие дни будет перевезена в «Минскую спадчину» для дальнейшего использования в историческом центре Минска.

По его словам, похожую находку сделали на улице Железнодорожной со стороны Уманской. Там строители обнаружили каменный участок протяженностью 200–250 метров. Округлые красные камни отвезли в «Горремавтодор».

В апреле 2021–го булыжную дорогу нашли под асфальтом на улице Корицкого (соединяет Плеханова и Жилуновича). Местные жители тогда составили петицию в администрацию Заводского района. Они ссылались на госпрограмму «Культура Беларуси», одной из задач которой ставилось сохранение культурного наследия, и попросили сохранить и восстановить булыжное покрытие улицы Корицкого: «Сохранение брусчатки придаст улице Корицкого неповторимый шарм, душевность, что позволит стать ей одной из достопримечательностей Заводского района г. Минска».

 



На петицию пришел ответ за подписью управляющего делами администрации Александра Крымского. В бумаге было сказано:

«К объектам историко-культурного и археологического наследия ул. Корицкого не относится. Учитывая неудовлетворительное техническое состояние булыжной мостовой, находящейся в основании дороги, восстановление первоначального облика проезжей части ул. Корицкого признано нецелесообразным».

 

А еще хоть где-нибудь в Минске остались каменные улицы?

Еще около десяти лет назад остатки старых брусчаток можно было видеть на перекрестке улиц Судмалиса и Планерной, а также на углу улиц Чапаева и Змитрока Бядули, между трамвайными рельсами. Но те камни тоже давно выковыряли, а «пятачки» заасфальтировали.

 

Фото А.Лычавко

 

Фото А.Лычавко

Сейчас брусчатка сохранилась на улице Карла Маркса — там, где она спускается к парку Горького на участке от улицы Красноармейской до Янки Купалы (всего 250 метров).

 



Еще один такой участок — на улице Кирова — и тоже на отрезке от Красноармейской до Янки Купалы.

 



А на улице Гало на участке от Корш-Саблина до Олешева до сих пор сохранилось булыжное покрытие — целых 1.300 метров! Кандидат исторических наук, археолог Сергей Тарасов считает, что улицу могли замостить после войны стараниями жителей этой окраины города. Местами в камнях есть провалы и выемки, где-то поверх камней наляпали асфальта, но если улицу лишь немного отремонтировать, то она могла бы стать этакой улицей-музеем булыжного покрытия.

 



Год назад, в октябре 2022–го, на улице Герасименко «карман» для общественного транспорта на остановке «Кольцевая дорога» замостили брусчаткой. Это пилотный проект, который призван показать, насколько хорошо камень выдерживает нагрузку от автобусов. Не секрет, что асфальт в первую очередь начинает «плыть» как раз на остановках. В Бресте, к слову, такие остановки с брусчаткой обустраивают массово.

Фото автора, Яндекс.Карты, forum.esmasoft.com, а также из книги Виталия Кириченко "Минск. История послевоенного восстановления. 1944-1952"

Открыть полную версию