В телеграм-канале «Спадчына» появились интересные фотографии. В центре Минска при раскопке небольшой траншеи под трубу раскопали ворота еврейского кладбища и могильные камни. Blizko.by, невзирая на февральский снег, отправился на место событий и изучил находки.
Пара минут ходьбы от станции метро «Фрунзенская», перекресток улиц Сухой и Коллекторной. Здесь идет реконструкция «Исторической мастерской» — старого домика-музея, посвященного холокосту и геноциду евреев. Историки спорят, насколько историческим было само здание (на немецкой аэрофотосъемке времен ВОВ как будто бы на месте домика пусто), но новую «Историческую мастерскую» возводят на фундаменте старой.
Через дорогу — то есть, со стороны Еврейского мемориального сквера — раскопали небольшую траншею, примерно 1х10 метров. И вот тут-то, как писали в газетных заметках прошлого, «из ковша экскаватора посыпались находки».
На этот раз среди находок оказались несколько надгробий старого еврейского же кладбища, а также фрагменты кирпичной кладки с фигурным убранством — судя по всему, это детали кладбищенской стены и ее ворот.
Этому месту не сказать, чтобы везло на раскопки. Скорее, на «закопки». Именно такой вывод напрашивается, когда в толще земли видишь вперемешку насыпанные отдельные кирпичи и фрагменты кирпичной кладки, бутовые камни, надгробия, кованые железные штуковины длиной до двух метров и с десяток пружин от диванных матрацев.
На поверхность подняли несколько могильных плит. На некоторых можно разглядеть текст, на других никаких букв не видно.
«Спадчына» делает громкое заявление: вот этот фрагмент кладки с неким подобием таблички — это ни что иное, как часть пилястры (выступ, имитирующий колонну) на верхнем уровне старых кладбищенских ворот. Эта «табличка» по-научному называется филенка (такой узор на штукатурке в виде прямоугольника) и точно опознается по фигурным уголкам.
В архивах Исследовательского института идиша ИВО в Нью-Йорке сохранилась фотография ворот этого еврейского кладбища в Минске (датировка неизвестна, предположительно, сделано в межвоенный период). И вот если сравнить фрагмент того, что до сих пор валяется в земле, с фотографией, то можно заметить, что, действительно, детали очень похожи.
Также в отвале земли можно заметить еще один фрагмент кладки — это, по словам «Спадчыны», часть пилястры, которая находилась в простенке ворот на нижнем уровне. Ее можно опознать по прямоугольной филенке и профилированному импосту (карнизику на завершении колонны).
Вот этот фрагмент, обнаруженный нами, тоже очень похож.
В группе, посвященной истории Минска, вспоминают, что в 70-х эти ворота и могильные камни стояли заброшенными, здесь играли дети, а недети распивали алкогольные напитки. Снесли ворота в 1978 году, как и все кладбище, местность просто разровняли бульдозерами. Могильные камни, которые находили впоследствии, сложили возле возведенного мемориала; здесь же в 2008-м появилась скульптура Максима Петруля «Разбитый очаг».
А архитектурный телеграм-канал резюмирует очевидное: важно все эти найденные (и еще не извлеченные) элементы сохранить и изучить. Их обмеры, совмещенные с фотографией, дадут очень точное представление про утраченный памятник архитектуры, которое не способны дать никакие проектные чертежи того времени, потому что они очень условные.
Состояние штукатурки — великолепное, через столько лет нахождения в земле многие линии еще сохраняют свою идеальную геометричность, — мастера того времени творили на века. Есть надежда, что можно отобрать образцы этой штукатурки, чтобы специалисты провели физико-химический анализ и выявили первоначальные цвета ворот.
У минчан появился ключ к точному воссозданию уничтоженного памятника архитектуры.
Читайте также:
Фото автора и телеграм-канала «Спадчына»