Прошло более десяти лет с тех пор, как трамвайная сеть Минска стала чуточку беднее: тогда демонтировали разворотное кольцо на линии в Зеленый Луг. И теперь в случае ДТП на путях 5-километровая трамвайная ветка простаивает десятки часов каждый год. Есть ли планы возвратить рельсы на прежнее место? Blizko.by изучил ситуацию.
Разворотное кольцо находилось на трамвайной линии, ведущей в Зеленый Луг, на пересечении Логойского Тракта и улицы Волгоградской. Здесь была конечная трамвая №8 «Серебрянка – Волгоградская» (в более давние годы также оборачивались маршруты №№ 5 и 6д).
Кроме того, кольцо служило просто для разворота в том случае, если где-то на линии случалась авария (ДТП, обрыв проводов или что-нибудь еще). Например, если авария случилась на путях где-то между Волгоградской и Зеленым Лугом, то можно было оперативно сделать временную конечную на кольце «Волгоградская» и тем самым обеспечить хоть какое-то движение трамваев и перевозку пассажиров.
Сейчас на местности еще можно заметить остатки асфальтового мощения там, где пролегало трамвайное полотно и шла пешеходная дорожка.
Его демонтировали не просто так, а в рамках большого ремонта линии. С апреля и до ноября 2013-го ремонтировали участки от улицы Богдана Хмельницкого до Калинина, от проспекта Машерова до улицы Дорошевича и от Белинского до Волгоградской.
И демонтировали кольцо в первую очередь потому, что по-другому организовали пересечение трамвайными путями перекрестка Логойского Тракта и Волгоградской. До ремонта пути пересекали перекресток по диагонали. То есть, на перекрестке было не только прямоугольное, но и диагональное движение, что доставляло трудностей всем участникам дорожного движения: и водителям трамваев, и водителям автомобилей и автобусов.
Во время ремонта кольцо убрали, а примерно по тому месту, где оно находилось, пустили основную трамвайную линию. Теперь на перекрестке рельсы идут параллельно Логойскому Тракту: участникам дорожного движения все стало проще и понятнее, стало легче держать в поле зрения все транспортные средства.
Вот как было и как стало.
«Минсктранс» регулярно сообщает о сбоях в работе общественного транспорта: ДТП, «обесточка», ливни и другие проблемы.
А на транспортных форумах интересующиеся люди собирают и сортируют эти сведения. Например, они подсчитали, что в 2024 году на участке трамвайной линии от проспекта Независимости до Зеленого Луга произошло не менее 66 простоев трамвая, вызванных как ДТП, так и другими причинами (например, отключением электричества). Суммарное время простоев составило не менее 41 часа.
В январе 2025 года произошло 8 простоев трамвая на этом участке суммарным временем более 3 часов. В феврале — 3 простоя общей продолжительностью более двух часов.
Есть статистика простоев и за прежние годы:
Несомненно, есть такая статистика и у «Минсктранса».
Десятки и сотни часов простоя — это тысячи случаев, когда люди опоздали на работу/учебу или просто потратили на дорогу намного больше времени, чем обычно.
Часть этих простоев можно было бы нивелировать, если бы кольцо было на своем месте.
Открываем карту. Сейчас, когда кольца больше нет, ближайшее место, где трамваи могут развернуться, — это кольцо на улице Змитрока Бядули. То есть, если на линии в Зеленый Луг случилось происшествие, то трамваи с вокзала, Озера и Серебрянки, идущие в ту сторону, должны будут разворачиваться на этом кольце. А линия в Зеленый Луг протяженностью 5,6 км будет простаивать.
А если бы кольцо оставалось на своем месте, то высока вероятность, что можно было бы организовать временное, укороченное движение либо до этого кольца на Волгоградской (3,6 км), либо (после некоторой модернизации) от Волгоградской до Зеленого Луга (2 км).
Линия, которая простаивает, если на трамвайных путях авария. Цифрой 1 отмечено место бывшего кольца, где можно было бы организовать разворот трамваев временных маршрутов.
И это не только наши предположения. Сами транспортники отмечали, что им для эффективной работы очень не хватает этого кольца.
Алла Пенюшкина, заместитель директора по перевозкам трамвайного парка, в интервью газете «Транспортник столицы», выпуск №1075 от 29.11.2013:
— Если раньше при возникновении ДТП, других помехах в движении наши трамвайчики могли развернуться на улице Волгоградской и временно продолжить движение по измененному маршруту, то теперь такой возможности нет. Парализованным оказывается огромный участок пути — от Зеленого Луга до кинотеатра «Мир». В итоге пассажиры вынуждены ждать, пока восстановится движение. А трамвайный парк теряет оборотные рейсы. И уйти от этих потерь мы, к сожалению, не сможем.
Начальник отдела организации пассажирских перевозок государственного учреждения «Столичный транспорт и связь» Александр Каптюх в интервью газете «Звязда» в декабре 2017-го рассказал, что по заказу СТиС Белорусский союз транспортников подготовил обширнейший документ — анализ того, как работает трамвайная система в Минске и одновременно — рекомендации по тому, как улучшить ее характеристики.
— Может, стоит вернуть разворотное кольцо «Волгоградская», которое было демонтировано четыре года назад…
— Да, такое предложение также прозвучало. И даже более того, составители плана предложили создать еще одно разворотное кольцо — непосредственно у станции метро «Площадь Якуба Коласа» на месте существующей парковки. Идея прекрасная, так как тогда можно создать чисто локальный маршрут по всей длине улицы Коласа, который доставит к метро. И также исключится несколько довольно проблемных участков.
То есть, транспортные эксперты не только рекомендовали вернуть кольцо на Волгоградской, но и обустроить еще одно.
Кольцо представляло собой этакую петлю в форме капли с диаметром закругления около 60 метров. Такой же диаметр имеют кольца на улице Змитрока Бядули, у Тракторного завода и на конечной в Зеленом Луге.
С другой стороны, кольцо на вокзале (конечная «Мясникова») имеет диаметр около 46 метров, а одно из колец конечной в Серебрянке — всего 43 метра.
Как мы говорили, после реконструкции новые пути прошли через то место, где раньше было кольцо на Волгоградской. И сейчас от путей до края зеленой зоны около 48-50 метров. То есть, в принципе, кольцо оборудовать можно, но тут, конечно, точнее скажут специалисты.
Мы отправили три официальных обращения: в «Минсктранс», его филиал «Трамвайный парк» и в «Столичный транспорт и связь». Мы изложили статистику по задержкам и цитаты транспортников и поинтересовались: есть ли в планах восстановление кольца? В итоге все сообщения переслали в «Минсктранс», откуда был получен единый ответ на три запроса. Документ подписал гендиректор предприятия Олег Дзюбенко. В бумаге сказано:
— Задержки трамвайного движения происходят на участке трамвайного пути, совмещенном с проезжей частью улицы от проспекта Независимости до улицы Волгоградская, по причине дорожно-транспортных происшествий, и строительство разворотного кольца не решит данной проблемы.
Отметим: слово «нет» прямо не прозвучало, хотя именно такой вывод напрашивается. Также можно видеть, что своим ответом Олег Дзюбенко противоречит приведенным выше цитатам Аллы Пенюшкиной и Александра Каптюха.
Читайте также:
Фото автора