Белорусские министерства утверждают, что в Беларуси все очень хорошо с электромобилями и что в течение ближайших лет их будет здесь под сотню тысяч. Надо только немного потерпеть. А сколько сейчас «электричек» в стране? Оказалось, что официальная статистика противоречит сама себе и называет цифры, отличающиеся в 3 раза. Blizko.by решил сам подсчитать и прикинуть, сколько электрокаров хотя бы в Минске.
Уже не первый год белорусам обещают радужное электромобильное будущее. Мол, пройдет 3-5 лет — и по всей стране будут десятки тысяч электромобилей, в том числе тысячи белорусского производства.
Так, в марте 2020-го Александр Лукашенко подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей», потом была «Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы», и уже осенью 2021-го официальная пресса сообщает:
«В Беларуси создаются предпосылки для увеличения парка электромобилей до 100 тысяч единиц к 2025 году. А это ни много ни мало три процента от парка транспортных средств в стране».
На заводе «Белджи» должны были в том же 2021–м выпустить первую тысячу электромобилей Geely Geometry C. Плюс Академия Наук разрабатывала и тоже обещала выкатить товарный экземпляр полноценного белорусского электромобиля.
И вот тут мы сталкиваемся с противоречивой статистикой. Которая очень сильно отличается от источника к источнику.
Вот цифры по отдельным годам:
А сколько всего электромобилей? Вчитываемся:
Как видно, в министерствах расхождения в подсчетах примерно в три раза. Возможно, дело в том, что Петр Пархомчик и Иван Приходько считают чистые электромобили, а Виктор Каранкевич еще и гибриды (автомобили как с ДВС, так и с электромотором).
Гибридный автомобиль Honda Insight
Можно попробовать. Если сосчитать, сколько электромобилей в потоке машин, и оценить сам этот поток, то можно прикинуть, какой процент занимают «электрички». Выезжаем на местность.
Сначала мы засекали, сколько легковых машин проедет мимо наблюдателя за определенное время. Скажем, за 5 минут. Исходя из этого, можем предположить, сколько машин проезжает в час. Потом считаем число исключительно электромобилей — но тут желательно вести подсчеты подольше, потому что за 5 минут может оказаться 0 электрокаров, что поломает нам всю статистику. Далее вычисляем процент электромобилей от общего числа машин в потоке. Для верности лучше повторить этот эксперимент в разных частях города и в разное время, чтобы среднее значение выходило «более средним». А потом уже этот процент можно применить к общему числу легковых автомобилей Минска и прикинуть, сколько всего «электричек» в столице (и, с некоторыми допущениями, в стране).
При этом мы будем считать только те электромобили, которые несут на себе зеленые регистрационные знаки. Их начали выдавать 3 года назад, в июле 2020–го. Так мы отсеем гибриды.
Проспект Независимости у Национальной библиотеки, 18:30-18:50. Здесь легко наблюдать поток машин в обе стороны: обзор хороший, ничего не мешает. Засекаем время: за 5 минут проходит 380 легковых машин, значит, поток составляет 4.560 машин в час.
За следующие 15 минут в обе стороны проезжают 14 электромобилей. Экстраполируем и получаем: за час бы проехало 56 электромашин, или 1,228% от всего потока. Замечаем Tesla S, Volkswagen e-Golf, Opel Ampera, BMW i3.
Проспект Дзержинского у пересечения с проспектом Любимова и улицей Чюрлёниса, 14:30-15:00. Считать машины за единицу времени несложно, но вот выхватывать из потока электромобили уже потруднее, поэтому разбиваем эксперимент на несколько этапов. Сначала считаем поток: за 5 минут в обе стороны проехало 405 легковых машин — стало быть, общий поток составляет 4.860 машин в час.
Далее считаем электромобили, но по очереди: сначала для одной стороны проспекта, потом для другой, а после суммируем данные. За первые 15 минут в сторону города проехало всего 2 электромобиля: Chevrolet Bolt и Nissan Leaf. За следующие 15 минут в сторону выезда из города — вообще ни одного. Таким образом, в сумме для всего потока получаем лишь 2 электромашины за 15 минут, или 8 машин в час, что составляет 0,164%. Не стоит расстраиваться, что этот показатель сильно ниже того, что мы наблюдали возле библиотеки. Наша задача — не подогнать один результат к другому, а бесстрастно зафиксировать разные значения, чтобы вывести более честную среднюю величину.
Этот эксперимент будет, скажем так, статичный. Мы сосчитали все припаркованные легковушки на огромной плоскостной стоянке вокруг бизнес- и торгового центра «Титан», а также ТЦ «Магнит» в Петровщине. Парковка действительно огромна, на тщательный пересчет уходит 20 минут вскоре после двух пополудни. Итого насчитываем 704 стоящих машины, среди них 5 электромобилей. Это 2 Tesla S и по одному BMW i3, Chevrolet Bolt и BYD Dolphin. Процент «электричек» неплох: 0,710%.
Возвращаемся на проспект Независимости, занимаем позицию у торгового центра Dana Mall, время — 18:30-18:50. За 6 минут мимо проезжают 450 машин, значит, поток составляет 4.500 легковушек в час. За следующие 15 минут проезжают 10 электромобилей. Выходит, за час условно проедут 40 электромашин, что составляет 0,889%. В потоке нам встречаются Tesla S и X, Nissan Leaf, BMW i3, BYD Atto 3, Weltmeister EX6.
Отправляемся на МКАД к выезду на Брест, время с 9:00 до 9:30. Здесь никаких шансов ни сосчитать за раз машины в обе стороны, ни, тем более, вычленить среди них электромобили. Поэтому считать будем только те, что едут по внутреннему кольцу (по часовой стрелке). За 6 минут мимо нас проезжают 266 легковушек, значит, общий поток можно оценить в 2.660 машин в час. За следующие 20 минут мимо проезжают 7 электромобилей (причем за последних 7 минут не было ни одного — можно схалтурить и увеличить процент электромашин, но нам нужен честный подсчет). Стало быть, часовой поток «электричек» — 21 машина, или 0,789%. В потоке нам встречаются Tesla S, Nissan Leaf, BMW i3, Geely Geometry.
Выводим среднее от наших значений. Получается, что средний процент электромобилей в Минске составляет 0,756%.
А сколько всего легковых машин зарегистрировано в Минске? По данным Белстата на конец 2022 года, всего 652.475. Это значит, что, по нашим прикидкам-подсчетам, число электромобилей должно составить 4.933 машины.
Конечно, в наших подсчетах есть погрешности и допущения. Мы считали только машины с зелеными номерами — но часть владельцев электромашин могли и не менять свои старые черные номера на новые зеленые. В потоке точно были машины из других регионов (например, на BYD номера Витебской области, а на Weltmeister — Минской области). Какие-то машины мы наверняка не заметили.
Кстати, у Белстата есть и точные данные по числу электромобилилей в Минске: 1.615 в собственности граждан и 108 во владении организаций, — итого 1.723, или в 3,5 раза меньше, чем насчитали мы сами. А всего по стране — 3.469 в собственности граждан и 166 у организаций, или в сумме 3.635. Все равно меньше, чем мы насчитали в одном только Минске.
Что можно сказать: несмотря на обескураживающие результаты эксперимента на проспекте Дзержинского, в целом нам очень даже везло на электромобили!
Фото автора