Сегодня в Минске пассажиры толкали троллейбус. Узнали, как часто такое случается, насколько опасно и кто будет нести ответственность, если вдруг что-то случится.
«Минсктранс» сообщает:
С 09:37 на улице Кнорина, бульваре Толбухина в направлении улицы Кузьмы Чорного произошла остановка движения троллейбусов на маршрутах №№ 29,61. Движение маршрута №61 организовано по ул. Кедышко, маршрута №29 — по улице Калиновского, проспекту Независимости, улицам Филимонова и Кедышко. Движение возобновлено в 09.50.
В это же время прохожие могли наблюдать такую картину. В том месте, где улица Кнорина упирается в Толбухина, образовалась цепочка троллейбусов. В какой-то момент передний троллейбус начали толкать вручную. Это машина с бортовым номером 5491, которая шла по 61-му маршруту.
На фото и видео хорошо видно, что делают это два человека в оранжевых жилетах — очевидно, водители троллейбусов, — и четыре человека в обычной одежде, вероятно, пассажиры самих троллейбусов. При этом они держат в руках портфели, пакеты, папки: ясно, что это не очень удобно. Крайний левый человек с портфелем даже выходит слева за габариты троллейбуса.
Шестерка оттолкала троллейбус несколько десятков метров, до поворота бульвара Толбухина.
Нельзя сказать, что часто, но время от времени такое случается: пассажиры вдруг начинают толкать автобус или троллейбус, что почти каждый год попадает на видео. Одна из основных причин — мощный снегопад и сугробы.
Вот несколько примеров.
Рано утром в понедельник «зубры» руками толкали клубный автобус. А как началась рабочая неделя для вас?
— ХК Динамо-Минск | HC Dinamo Minsk (@hcdinamoby) November 11, 2019
Подробности скоро у нас в блоге! pic.twitter.com/a4CAIDiDoO
Аналогичные ситуации фиксировали также в Гомеле и Бресте.
Ситуацию можно описать так: по-человечески это правильно, а вот по правилам — не очень.
Конечно, ситуацию должны «разруливать» специально обученные люди: ремонтные бригады или хотя бы просто водители этих самых троллейбусов и их коллеги. Когда за дело берутся простые пассажиры, часть из которых, возможно, не являются автомобилистами и не представляют себе всех особенностей дорожного движения, все может закончиться плохо. В сегодняшней истории видно, как один из пассажиров старшего возраста, сжимая в руке пакет и портфель, толкает троллейбус и в это время выходит за его левый габарит — а рядом проезжают легковушки. То есть, он занят одновременно и багажом, и троллейбусом. Опасно!
Конечно, бригада специалистов не может приехать мгновенно, а из-за застрявшего троллейбуса может возникнуть большой затор, когда не то что автобусы-троллейбусы — но даже скорая помощь не сможет проехать. Вот водители и пассажиры и пытаются поскорее решить проблему, чтобы не допустить еще большей проблемы.
ПДД довольно строго высказываются насчет того, кому и что можно и нужно.
18. Пешеходу запрещается:
Что будет, если во время толкания троллейбуса пассажир получит травму (ударился, упал, получил разряд тока) или повредит свои вещи?
Официальный «Минсктранс» предоставил свой комментарий:
«Выход на проезжую часть небезопасен, но это не первый случай, когда пассажиры по собственной инициативе оказывают подобного рода содействие. Взаимопомощь и взаимовыручка — это черты нашего менталитета, здесь ничего удивительного нет.
Троллейбусы оборудованы системой, исключающей утечку тока на корпус троллейбуса, поэтому удар током исключен. Что касается других травм, то таких случаев в нашей практике не было и, надеемся, не будет».
А вот что говорят правила.
Правила автомобильных перевозок пассажиров
227. Автомобильный перевозчик при выполнении автомобильных перевозок пассажиров обязан:
246. Автомобильный перевозчик несет имущественную и другую ответственность в соответствии с законодательством за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, если это связано с выполнением автомобильной перевозки и имело место либо во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства, либо во время посадки или высадки, либо в связи со сдачей или приемом багажа.
252. Вред, причиненный автомобильным перевозчиком жизни или здоровью пассажира, подлежит возмещению в соответствии с главой 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если законодательством или договором автомобильной перевозки пассажира не предусмотрена повышенная ответственность автомобильного перевозчика.
В Законе о городском электрическом транспорте и метрополитене прописана примерно такая же ответственность:
Статья 19. Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом при выполнении перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении […] обязан:
Получается, что перевозчик будет компенсировать ущерб только в том случае, если ущерб был получен в то время, пока пассажир заходил в салон, находился в салоне, выходил из салона либо сдавал-получал багаж. Но если водитель говорит «Автобус дальше не идет. Но если пассажиры подтолкнут — поедем», пассажиры вышли помогать, и кто-то из них трамвировался, — то кто виноват? Здесь придется тщательно изучать все статьи главы №58 Гражданского кодекса, который и определяет обязательства вследствие причинения вреда.
«Минсктранс» говорит, что каждый такой случай, если вдруг он произойдет, будет рассматриваться индивидуально.
Читайте также: