Пользователь фотохостинга Flickr по имени Motohakone время от времени выкладывает архивные фотоснимки, которые он делал во время поездок по всему миру в 70-80 годы прошлого века. В сообществе любителей истории Минска в фейсбуке подметили, что он поделился кадрами, сделанными в поездке через Польшу и Советский Союз в Финляндию в июле 1973 года. Среди них есть белорусские пейзажи и немного Минска. Blizko.by изучил кадры.
Автор снимков дает краткое описание: «Путешествие из Берлина через Польшу и Советский Союз в Финляндию в июле 1973. Места, которые мы посетили: Варшава, Минск, Смоленск, Москва, Калинин (сейчас Тверь), Новгород (сейчас Великий Новгород), Ленинград (сейчас Санкт-Петербург) и Выборг».
Стоит отметить, что в 1973 году Выборг уже давно не был финским городом, а числился за СССР. Но другой фотоальбом поясняет: после Выборга путешественники поехали в Финляндию, Швецию, Норвегию и закончили поездку в августе 1973-го после 10 тысяч километров.
Автор не указывает, каким видом транспорта он ездил, но это точно была автомобильная поездка. На одном из снимков, подписанных как «Сиеста у Волги», мы можем видеть мужчину в гамаке — вероятно, это и есть сам путешественник и автор снимков, либо его напарник. За ним припаркован французский автомобиль Citroen 2CV, он же «де-шво» и «гадкий утенок». Именно на таком лихачила монашка в серии комедий про жандарма из Сен-Тропе с Луи де Фюнесом. На этом автомобиле автор снимков годом ранее ездил в Скандинавию, а год спустя на похожем, но уже желтого цвета с друзьями ездил в Великобританию.
Что представляли собой белорусские дороги полвека назад? В то время главная трасса из Бреста в Москву, М1, которая в Беларуси известна как «олимпийка», а в России — как «минка» (то есть, минская трасса), еще не была построена: ее начали возводить к Олимпиаде-80 и все равно не успели управиться. Поэтому путь от Бреста до Москвы проходил по старой трассе, которая сейчас разделена на несколько участков: от Кобрина до Столбцов она носит индекс Р2, от Дзержинска до Минска — Р1, от Кургана Славы до Борисова — Р53, от Крупок до Толочина — Р19. Сейчас это узкая дорога по одной, редко две полосы в каждую сторону. Но пятьдесят лет назад это была главная дорога всей страны.
Что же запечатлел путешественник? Всего он выложил 72 фотографии — сравнительно немного на такое большое путешествие. Если предполагать, что выложены абсолютно все отснятые снимки, то это буквально две фотопленки. Кстати, пленки качественные, возможно, позитивные (слайдовые), с хорошей цветопередачей при удачном освещении.
Среди фотографий автор приводит сканы квитанций заселения в гостиницу «Можайская» (очевидно, в Можайске) и «Ленинград», но ни одной квитанции с территории БССР или из Москвы, хотя крайне непросто, почти невозможно (было 50 лет назад) проехать 610 километров по территории Советской Белоруссии с посещением Минска и ни разу не заночевать.
Смотрим!
Вот последний польский кадр — Варшава.
А дальше мы видим автодорогу. То ли погода была не очень, то ли время сумеречное, то ли и то, и другое одновременно, — но этот конкретный кадр не отличается высоким качеством. Автор подписал его как «Traffic police station» — то есть, пост ГАИ. Такие действительно стояли вдоль дороги и еще даже лет 15 назад работали по назначению. Один подобный пост под Ивацевичами переделали в кафе. Надпись на белом указателе населенного пункта нельзя прочесть, как и объявление справа. Что можно сказать наверняка — это что перед автором едет ВАЗ-2101 (машину начали выпускать за два года до поездки автора) с большой поклажей на багажнике сверху; перед «Жигуленком» едет грузовик. Заметен и знак «запрещен обгон легковым автомобилем», — поэтому машины и выстроились вереницей, хотя и «Ситроен» автора, и «Жигули» без труда могут обогнать грузовую машину.
Следующий кадр тоже сделан на трассе, и благодаря хорошо читаемым указателям мы можем точно сказать, где это снято. Это поворот на деревню Новый Свержень под Столбцами, в деревне сохранился красивый кальвинский сбор (храм). Именно эту деревню Якуб Колас вывел в романе «На росстанях» под названием Панямонь. Налево указатель на деревню Дрозды. Навстречу едет пригородный автобус ЛАЗ-695. Через два километра автор переедет реку Неман.
А следующий кадр — уже из Минска. Мы видим Центральную (Октябрьскую) площадь и Дворец культуры БелСовПрофа. Справа виднеется Дом Офицеров, а слева можно заметить двоих милиционеров в белых фуражках.
Далее автор пошел в парк Янки Купалы, где сделал еще три кадра. Это фонтан «Венок», изображающий девушек во время праздника Купалье. Далее — вид на Свислочь и «Дом под шпилем», где на протяжении десятилетий до и после поездки автора был продуктовый магазин, но уже несколько лет там магазин спортивной экипировки.
Наконец, памятник самому Янке Купале, под которым стоит бородатый мужчина. Кажется, форма лица и бороды и вообще комплекция фигуры отличается от таковых у человека в гамаке на снимке в начале статьи. Так что если в гамаке изображен автор снимков — то здесь, должно быть, его попутчик, или наоборот. Видно, что мужчина под памятником придерживает рукой фотоаппарат в футляре на плечевом ремешке. У каждого по камере — обычное дело для таких путешествий.
Следующие два кадра — снова с автодороги, и подписаны они просто «На дороге». На первом кадре мы видим вереницу грузовиков во встречном направлении. На переднем плане едет КрАЗ, везущий железобетонные панели для стройки — они настолько тяжелые, что ложемент полуприцепа заметно прогибается. Дальше едет грузовики поменьше — ЗиЛ-131 и ему подобные. Местность опознать невозможно, но понятно, что это между Минском и Смоленском, причем, наиболее вероятно, что еще на белорусской территории.
Следующий снимок показывает стадо коров на дороге (в кадр попало около двух десятков) и пастуха. Снова неизвестная местность где-то между БССР и РСФСР.
Дальше следуют уже кадры с российской стороны, из Смоленска. Один снимок очень интересен: если не знать наверняка, что это Смоленск (а его выдает знаменитый собор) или вообще СССР, то можно предположить, что это какая-то заграница ну или хотя бы прибалтийские республики в составе Советского Союза. Смотрите: слева в кадре вертикальная вывеска фотостудии «Foto» и грузовичок совершенно точно несоветского производства (да еще и с заграничными буквами на борту). Справа — еще один иностранный автомобиль.
Кстати, это машина самих путешественников, тот самый Citroen 2CV с белой наклейкой с буквой D (Deutschland) и госномерами, на которых читается WD-D513. Подтверждение мы нашли на скандинавской серии снимков, причем к тому моменту наклейку с буквой «D» путешественники уже убрали.
Дальше немецкий путешественник показывает еще несколько снимков Смоленска, трассы до Москвы, немало кадров самой Москвы, Волгу возле Твери, Новгород, Ленинград, Петергоф и деревню недалеко от финской границы.
Читайте также: