На прошлой неделе было опубликовано постановление МАРТ о повышении тарифов на железнодорожные перевозки. Оно еще не вступило в силу, но мы уже сейчас можем прикинуть, сколько теперь будут стоить билеты.
На днях стало известно, что еще 15 апреля Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) своим постановлением №29 скорректировало свое же постановление еще от декабря 2020-го о тарифах на перевозки пассажиров и багажа.
Повысили тарифы сразу на несколько видов придуманных БЖД категорий поездов: так называемые «городские линии», «региональные линии эконом-класса», «региональные линии бизнес-класса», «межрегиональные линии эконом-класса» и «межрегиональные линии бизнес-класса». Кроме того, подорожали и проездные на «городскую электричку», совмещенную с проездным на другие виды наземного транспорта.
Постановление вступает в силу через 5 дней после его официального опубликования. Документ был опубликован лишь 25 апреля — следовательно, новые цены в кассах и интернет-кассах будут начиная с мая.
Проезд на железной дороге в последний раз дорожал летом прошлого года. В конце июня 2023-го установили новые тарифы, которые стали действовать с 6 июля 2023 года. Blizko.by тогда подробно рассказывал, насколько именно подорожали билеты. Некоторые тарифы выросли сразу на 20–24%.
Кроме того, в августе того же года упростили тарифную сетку, притом лишь в той части, которая касается проездных на городской общественный транспорт, совмещенных с проездными на так называемые «городские электрички». Все остальные тарифы не трогали вовсе.
Давайте посмотрим, насколько подорожают билеты на разные поезда.
(скоростные электрички Stadler ЭПг, без отдельного места, окраска бело-оранжевая)
Поезда так называемых «городских линий» пока ходят только из Минска и представляют собой обычные электрички, только укороченного маршрута: от столицы к городам-спутникам. Здесь тарификация не по километрам, а по зонам (или тарифным поясам, если говорить терминологией железнодорожников).
Здесь тарифы выросли на 7 копеек в пределах одного тарифного пояса, а также в пределах двух тарифных поясов по одному направлению.
Что это значит? Сейчас поездка из Минска в Заславль (станция Беларусь), а также до станций Городище и Михановичи стоит 1,73 рубля — а станет стоить 1,80 рубля. То есть, тут билет подорожал на 4%. В документе от МАРТ указаны и другие направления — но они, скорее, на перспективу, потому что «городские электрички» ни от Минска до Фаниполя, ни от Бреста до Жабинки, ни от Гродно до Бирюличей не ходят.
Билет на два тарифных пояса — скажем, от Минска до Руденска или до Красного Знамени — стоит 2,23 рубля, а станет стоить 2,3 рубля (подорожание на 3,1%). Здесь тоже есть тарифы на перспективу: Минск – Негорелое и Гродно – Скидель, но «городских электричек» по этим направлениям нет.
Постановление МАРТ также устанавливает тарифы для трех и даже четырех тарифных зон, — они будут задействованы, если «городские электрички» пустят насквозь через Минск, например, из Заславля в Руденск или из Руденска в Красное Знамя. Но таких поездов сейчас тоже нет, хотя о возможности их введения железнодорожники говорят уже более десяти лет.
(обычные электрички ЭР9 и дизель-поезда ДР1А/Б / ДДБ1, без отдельного места)
У обычных электричек стоимость билета складывается из двух величин: цена проезда одной зоны (это первые 5 километров от места посадки независимо от того, едет ли пассажир ближе или дальше эти пяти километров) и цена каждого последующего километра. Сейчас эти тарифы такие: одна зона стоит 35 копеек, один километр стоит 3,5 копейки. А подорожают они, соответственно, на 1 и 0,1 копейки: зона будет стоить 36 копеек, а километр — 3,6 копейки. То есть, подорожание составило 2,9%.
Сколько будут стоить билеты на электрички?
От Минска до Молодечно — 77 километров, сейчас билет стоит 2 рубля 87 копеек. После подорожания он будет стоить 2 рубля 95 копеек.
От Минска до Осиповичей — 107 километров. Билет стоит 3 рубля 92 копеек, а станет стоить 4 рубля 03 копейки.
От станции Институт Культуры до Барановичей — 139 километров. Сейчас билет стоит 5 рублей 04 копейки, а будет стоить 5 рублей 18 копеек.
От станции Минск-Пассажирский до Орши — 212 километров. Сейчас билет стоит 7 рублей 60 копеек, а будет стоить 7 рублей 81 копейку.
(скоростные электрички Stadler ЭПр и дизель-поезда PESA только с сидячими местами, окраска бело-синяя)
Тарифы на эти поезда — это сразу несколько таблиц, которые сгруппированы по типу подвижного состава, классу вагона и расстоянию поездки.
Один из самых популярных поездов этого типа — из Минска в Оршу. Сейчас большинство билетов на это направление продаются по 12,92 рубля. А сколько после подорожания? Смотрим таблицу: поезд с моторными вагонами, второй класс, расстояние от 201 до 250 километров, — билет обойдется в 13,37 рубля. Можно посмотреть и другим способом: сложить значения из таблиц «Стоимость полного проездного билета…» и «Стоимость полной плацкарты…». Складываем: 6,81+6,56=13,37 рубля. Подорожание составляет 45 копеек, или 3,5%.
Или вот интересный поезд №№ 874/876 Минск – Калинковичи. Несмотря на то, что состав проезжает последовательно через три области (Минская, Могилевская, Гомельская) и покрывает более 300 километров расстояния, — поезд этот относится к региональным линиям, а не к межрегиональным. Сейчас билет стоит 15,79 рубля, а будет стоить 16,34 рубля. Подорожание составляет 55 копеек, или те же 3,5%.
(обычные пассажирские поезда с тепловозом/электровозом и прицепными сидячими/плацкартными/купейными вагонами)
Здесь тоже нас ждет куча разных таблиц с цифрами.
Возьмем для примера несколько поездов. Например, обычный пассажирский поезд Минск – Брест — не скоростной «Штадлер», а простой, с плацкартными и купейными вагонами. Билеты в поезд №657, который идет в обход через Лунинец, стоят сегодня столько: плацкарт — 22,30 рубля, купе — 30,86 рубля. А сколько будет? Смотрим таблицу: тип подвижного состава — поезд с пассажирскими вагонами локомотивной тяги, расстояние — от 451 до 500 км, вагоны: плацкартный — 23,09 рубля (+79 копеек), купе — 31,94 рубля (+1,08 рубля).
В поезде №680 Гродно – Витебск, который идет через Оршу есть все три типа вагонов: сидячий, плацкартный, купейный. Сейчас билеты на них от Минска до Витебска стоят, соответственно, 10,28; 15,82 и 21,92 рубля. А по новым тарифам будет уже 10,64 (+36 копеек); 16,38 (+56 копеек) и 22,69 рубля (+77 копеек).
Во всех случаях рост цен составляет 3,5%.
(скоростные электропоезда Stadler ЭПм и дизель-поезда PESA с сидячими местами, окраска бело-зеленая; а также пассажирские поезда с тепловозами и плацкартными/купейными вагонами)
Чем межрегиональные бизнес-поезда отличаются от региональных — не сможет объяснить и сама БЖД, которая придумала все эти наименования. Как мы отметили выше, поезд Минск – Калинковичи едет более трехсот километров по трем областям — но он «региональный бизнес». А вот почти такой же №731 Минск – Гродно, даже когда ходил с тепловозом и прицепными плацкартными и купейными вагонами, — уже «межрегиональный бизнес» (хотя идет только по двум областям). Сейчас, правда, под тем же номером ходит скоростной дизель-поезд с моторными вагонами, без тепловоза.
Тут нас также ждут дебри тарифов, только итоговую цену билета вычислить еще сложнее: прямого соответствия в таблицах нет, приходится высчитывать самому. Сравнивая цифры из таблиц, мы убедились, что тарифы подросли на те же 3,5%. Таким образом, если сейчас скоростной «межрегиональный бизнес» от Минска до Гомеля стоит 25,47 рубля — то послед подорожания будет стоить примерно 26,36 рубля. Аналогичный поезд из Минска до Могилева стоит 20,76 рубля — после подорожания будет примерно 21,49 рубля.
А вот бизнес-поезда Минск – Витебск №№ 704, 712, 714 — это тоже обычные, как некогда на Гродно, поезда с тепловозом и плацкартными и купейными вагонами. Сейчас билеты стоят 18,47 и 25,57 рубля соответственно. После подорожания будет 19,12 и 26,47 рубля соответственно.
Читайте также: