Закрыть меню

«Белые Росы», «Иди и смотри», «Про красную шапочку»… Топ-10 лучших белорусских фильмов ко Дню белорусского кино

17.12.2022 в 14:54, Blizko.by

17 декабря 1924 года правительство БССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства.

 

Сегодня, 17 декабря, киноманы отмечают День белорусского кино. Праздник ведет свой отсчет с 1924 года. Именно в этот день правительство БССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства.

 

Киностудию «Беларусьфильм» (ныне концерн) некоторые критики незаслуженно с долей иронии называют «Партизанфильм». На самом деле за свою историю киностудия сняла сотни собственных кинокартин, а также выпустила множество совместных работ и стала базой для целого ряда киношедевров. Отдельная история – мультипликация «Беларусфильма».

 

Редакция Blizko.by составила подборку из 10 самых популярных, интересных и разнообразных по жанру картин отечественного производства, которые можно было бы пересмотреть.

 

Просто легенда

 

 

Наверное, один из самых любимых фильмов не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Простой и открытый, как та самая белорусская деревня, которую по сюжету поглощал город. Фильм снимали в Гродно. Режиссер Игорь Добролюбов. В главных ролях – легенды советского кино:

Это простая история о трех братьях и их отце, живущих в деревне, которая готовится под снос, стала очень популярной и была разобрана на цитаты и мемы. Вряд в наше время есть хоть один человек возраста старше 30 лет, кто не смотрел хотя бы раз этот фильм. К сожалению, приквел картины «Белые Росы. Возвращение» не снискал былой популярности советской легенды.

 

Представление всем на удивление

 

 

Еще один культовый фильм белорусского производства – «Приключения Буратино». Это один из первых детских фильмов знаменитого режиссера Леонида Нечаева.

 

Популярность картине, снятой с довольно малым бюджетом, придала великолепная игра юных актеров и звезд советского кино:

На первых показах фильма по госТВ СССР дворы пустели – дети бежали домой смотреть про «вредного» Буратино и злого Карабаса-Барабаса. Музыкальный фильм снят в 1975 году. Его особенность – прогрессивная музыка Алексея Рыбникова и песни на стихи Булата Окуджавы.

 

На границе тучи ходят хмуро

 

 

Многосерийный историко-приключенческий телевизионный художественный фильм, снятый на киностудии «Беларусьфильм» в 1980—1988 годах, рассказывающий о службе советских пограничников. Его трудно назвать телесериалом.

 

В каноническом, советском варианте, восемь отдельных историй каждая из которых умещается в две серии. Своего рода эпопея, которая начинается в 1917 году с большевицкой революции и заканчивается в конце 80-х годов буквально за пару лет до распада СССР.

 

Это не только история советских пограничных войск. Фактически там показана вся советская история, в том числе жизнь и быт граждан страны, по которой часть постсоветского общества ностальгирует по сей день, а другая часть определенно не хочет возврата в те времена.

 

Известных широкой публике актеров в картине немного, что, впрочем, не умаляет качества игры всего актерского состава, как и режиссерскую работу. А первую главу киноэпопеи открывает Игорь Старыгин (известный по роли Арамиса в «Трех мушкетерах»), играя главную роль офицера русской пограничной стражи Владимира Дановича, который потом перешел на сторону большевиков.

 

Данович – реальный исторический персонаж. Прототип киношного, Владимир Арсентьевич Данович в 1918 году пошел в ряды Красной армии и активно участвовал в создании пограничных войск.

 

Правда, как и многие большевики первой волны, тем более не с пролетарским происхождением, был репрессирован. В 1936 году его арестовали как участника «контрреволюционной группы» и отправили в лагерь ГУЛАГа, где он и скончался. Поэтому из дальнейших серий киноэпопеи герой Старыгина выпал.

 

А-а, в Африке горы вот такой вышины!

 

 

«Про Красную Шапочку» — еще один легендарный детский фильм Леонида Нечаева. Тоже музыкальный, и опять-таки с композициями Алексея Рыбникова. Снятая в 1977 году картина отличается от канонической сказки Перро.

 

Хитрого волка там сыграл Владимир Басов, а 10-летняя Яна Поплавская стала настоящей кинозвездой Советского Союза. Песенки Красной Шапочки до сих пор дети поют на утренниках в садиках и школах.

 

Чтобы помнили…

 

 

Киношедевр «Иди и смотри». Очень тяжелый фильм, который следует посмотреть каждому. Это советская двухсерийная картина режиссера Элема Климова, снятая в жанре военной драмы по сценарию, написанному им совместно с Алесем Адамовичем.

 

Действие разворачивается на территории Беларуси в 1943 году. В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика.

 

Вышедший в прокат в 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях и занял шестое место в советском кинопрокате 1986 года: его просмотрели 29,8 миллионов зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 года, а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий.

 

Крутые Еременки

 

 

Криминальное кино. Единственная режиссерская работа Николая Еременко-младшего. С точки зрения сценария, да и режиссуры картину вряд ли можно назвать выдающейся. Ее достоинство, скорее, историческое.

 

Сюжет незатейлив. С приходом рыночных отношений в медицину старый пластический хирург (его играет отец Николая – Николай Еременко старший) оказался без работы, назвав (по его же словам министра г…м).

 

Врача спасает собственный сын – владелец клиники в Москве. Он предлагает отцу создать такой же центр, но уже в Минске. Хирург-отец, сохранивший свои старые взгляды и не желающий прогибаться под кого бы то ни было, скоро наживает себе врагов из местного криминалитета. Последние решают наказать врача и прибрать клинику, но на помощь вовремя прибывает сын и его друг – сельский участковый (Владимир Гостюхин), у которого нашлась команда единомышленников, вооруженная не только охотничьими ружьями, но и пулеметом времен Великой Отечественной. А как же: партизанский край!

 

Картина показывает «переходное» постсоветское время, когда белорусский бизнес только-только начинал развиваться, а милиция носила форму, похожую на мундиры американской полиции. На экране – белорусские 90-е с довольно беззубыми по сравнению с российскими «бригадами» бандитами, своеобразной местечковостью, чистотой уютом и благодушием, которым всегда отличалась Беларусь.

 

Триллер по классике

 

 

Конец XIX века, белорусское Полесье, куда приезжает молодой этнограф, чтобы изучать народные предания. Он селится в небольшом поместье, хозяйка которого – последняя представительница старинного дворянского рода – рассказывает страшную историю о короле Стахе, время от времени учиняющем дикую охоту на старинный род.

 

Узнали, о чем речь? Совершенно, верно. Фильм, снятый по одноименному произведению Владимира Короткевича — первый мистический детектив советского производства.

 

Режиссеру Валерию Рубинчику позволили снять его, если в нем будет показана прогнившая сущность царского режима и национально-освободительное движение в Беларуси. Мастер смог снять прекрасное кино, спрятав всю наносную идеологию. Фильм стал прорывным в кинематографе СССР. А после начала войны в Афганистане эта картина стала первым фильмом, получившим награды на кинофестивалях капстран.

 

Люди вы или?..

 

 

Фильм по мотивам одноименной повести Александра Чекменева «Волки» получил много наград в Беларуси и России. В основе сюжета – тема нравственного выбора. Чем-то перекликается с повестью Распутина «Живи и помни».

 

На глухую станцию Вериха, безнадежно затерянную в метельных заносах, прибывает эшелон с особыми заключенными. Воспользовавшись снежным бураном, один из этапируемых, Кирилл Полетаев, сбегает из-под конвоя. Пробираясь сквозь зимний лес, Кирилл, полузамерзший и обессиленный, добирается до родной деревни.

 

Его земляки разделяются на два враждебных лагеря. Одни, знавшие Полетаева еще до ареста, сталкиваются с проблемой нравственного выбора: погибнуть, либо поступиться простыми человеческими ценностями - любовью, милосердием и уважением друг к другу. Другие, считая, что исполняют свой долг, устраивают на Кирилла настоящую охоту.

 

Бабушка Анна Захаровна, Шурка и председатель Кузьмич спасают Полетаева от «людей-волков», но в лесу на Кирилла нападает стая настоящих волков и здесь уже некому прийти к нему на помощь...

 

Механика вражды

 

 

1941 год. Польский городок Кельц занимают немцы… Главная героиня перед отправкой в концлагерь отдает свою дочь польской семье, в которой недавно умер ребенок.

 

Война заканчивается, отец и мать девочки удивительным образом возвращаются. Он — бежавший из лагеря смерти, прошедший через партизанский отряд, назначен начальником милиции города.

 

Бывшие еврейские дома заняты поляками, дочь уверена, что она — полька, и не желает признавать своих настоящих родителей. Отношение поляков к тем немногим, уцелевшим и вернувшимся с того света к себе домой евреям — крайне негативное и вскоре перерастает в погром. Жизнь вчерашних узников концлагеря снова превращается в ад.

 

Фильм Дмитрия Астрахана так и называется: «Из ада в ад».

 

Фильм основан на подлинных событиях, произошедших в польском городе Кельце 4 июля 1946 года. Идея и название постановки принадлежат кинопродюсеру Артуру Браунеру, принимавшему участие в создании более 200 фильмов. В интервью сайту Zman.com Астрахан рассказал, что в предложенном ему Браунером сюжете польского сценариста основная идея была в том, что погром — провокация КГБ.

 

Астрахан счел такой сюжет примитивным и переработал его. Он сказал, что ему было «важно показать «механику» вражды, то, как нормальные люди в одночасье превращаются в зверей». Он не идеализирует евреев, но считает, что никакие противоречия не могут быть основанием для погромов и массовых убийств.

 

В 1996 году Беларусь выдвигала эту картину на «Оскара». После на эту номинацию претендовал только фильм «Хрусталь».

 

Качай, Паша…

 

 

Фильм Михаила Пташука «В августе 44-го» – это не только и не столько про войну. Это психологический триллер, остросюжетный детектив с блистательной игрой Евгения Миронова и Владислава Галкина.

 

Картина внесена в золотой фонд «Беларусфильма». Ее и хвалят, и ругают, но никого она не оставляет равнодушным. Захватывающая история про контрразведчиков, выявляющих в тылу банду диверсантов, в отличие от большинства современных военных фильмов, можно пересматривать несколько раз.

 

А фразы, вроде «Качай, Паша» или «Не факт» от главного героя, которого исполняет Евгений Миронов, разлетелись на цитаты и мемы.

 

Тем, кому придется по вкусу «В августе 44-го» непременно стоит посмотреть картину этого же режиссера «Знак беды» – фильм по одному из самых драматичных произведений Василя Быкова, который рассказывает о ежедневных ужасах оккупации.

 

Когда страх существует в доме, на улице, в лесу. Никто не может предугадать завтрашний день, и то, кем на самом деле окажется твой сосед или родственник. Атмосферу тотального ужаса невозможно выдержать даже сильному человеку. 

 

В 2024 году «Беларусфильм» отметит вековой юбилей. Сегодня, 17 декабря 2022 года – дата не круглая. Но это не мешает белорусам пересмотреть любимые картины отечественного кино.

 

Кинотеатры Минска в каталоге Blizko.by

 

Фото: Yandex

Открыть полную версию