Томатис: разбираемся с понятием

268
Методика Томатис (также ее называют Томатис терапия) используется для преодоления задержки речевого развития через активное слушание. Также терапию применяют для улучшения сенсорных навыков, при аутических расстройствах, эмоциональной нестабильности. Метод подходит как для детей, так и для взрослых.

Томатис. В чем суть?

Французский оториноларинголог и фониатор Альфред Томатис еще в середине прошлого века определил, что активное слушание – это ключ к общему развитию человека. Ведь до 90% сенсорной информации мозг получает с помощью уха. Это не просто входной канал, а настоящий проводник, с помощью которого можно лучше узнать и изучить мир.
 
Для понимания метода Томатиса следует разделять понятия «слышание» и «слушание». В первом случае в ухо «влетает» много информации, лишнего шума, музыки. Мозгу трудно понять, что из этого важно, а что – нет. 
 
Как результат, в адрес ребенка летит замечание: «Ты меня совершенно не слушаешь. Где ты летаешь?»
 
А он действительно не слышит! Вернее, не воспринимает информацию, как важную. У ребенка, даже с нормальным слухом зачастую нет навыка активного слушания – внимательного прослушивания с выделением главного в общем потоке.
 
Именно на стимуляцию слушания нацелен метод Томатис.

Как проходит работа по методу Томатис

Принцип работы заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с использованием специальных программ и оборудования. Это такие большие наушники (чаще синие или белые) с надписью Tomatis®.
 
Разработчики методики указывают, что необходимо использовать только сертифицированное оборудование, иначе звуковое воздействие, а некоторые программы длятся 2 часа, может иметь противоположный эффект. К примеру, родители надеются, что их ребенок станет более спокойным, а он, наоборот, еще больше раздражается и плачет.
 
Одних звуковых программ, записанных заранее, недостаточно. Необходимо сопровождение педагога, прошедшего обучение по методике Томатис. Настрой родителей также имеет важное значение – иногда нужен не один курс занятий для достижения устойчивого эффекта.
 
 
После курса необходимо делать перерывы для закрепления полученного результата.
 
Во время занятия ребенок слушает не только ушами, существует понятие костной проводимости – звуковые волны затрагивают верхнюю область черепа, тем самым стимулируя дополнительную активность.
 
В итоге «слышать» начинает все тело человека. Он весь превращается в слух, внимательно прослушивает записанные звуки и программы, при необходимости – рассказывает о том, что услышал.
 
В методике Томатис существует несколько базовых программ и смешанных для углубленного уровня. То, какую программу будет слушать ребенок и как долго, зависит от его возраста, тяжести состояния и готовности к обучению. 

Томатис: кому подходит?

Методика широко используется в последние десятилетия, все больше специалистов появляется и в Беларуси. Они работают по сертифицированной программе с использованием оборудования, отмеченного товарным знаком Tomatis®.
 
Звуковые программы, направленные на активное слушание, могут быть полезны для детей с:
  • задержкой речевого развития, в том числе – при заикании. В процессе занятия происходит активное воздействие на речевые центры;
  • гиперактивностью или дефицитом внимания, эффективен метод для лечения различных фобий;
  • различными аутическими расстройствами, в том числе – ранними и в тяжелой форме;
  • синдромом Дауна;
  • выраженными когнитивными расстройствами;
  • неврозами, невротическими расстройствами;
  • энурезом.
Методика Томатис показала свою эффективность при работе с застенчивыми детьми, которым сложно адаптироваться в коллективе, завести новые знакомства, наладить отношения со сверстниками.
 
Также специалисты могут рекомендовать пройти занятия при сильном стрессе, который возникает в ответ на смерть близких, развод родителей, переезд в новую страну или город.
 
В процессе работы улучшаются не только навыки говорения, но и двигательная активность. Ребенок более уверенно чувствует себя в пространстве, держит баланс тела и не боится каких-то занятий, которые ранее вызывали у него сложности (лазание, прыжки, кувырки).
 
 
Сложилось мнение, что методику можно использовать только в детском возрасте. Но это совсем не так – активное слушание помогает и взрослым, которые находятся в стрессовой ситуации, работают с фобиями или хотят решить свои эмоциональные проблемы.
 
*перед началом занятий необходимо пройти консультацию у специалиста.
 
Необходима консультация по коррекции аутизма? Ищите специалистов в каталоге Blizko.by
 











Другие статьи в журнале


Каталог


Все статьи