Роль «Я-сообщений» в эмоциональном развитии детей. Рассказывают специалисты школы развития эмоционального интеллекта «Школа эмоций»

725
«Я-сообщения» помогают успешно взаимодействовать с другими людьми и избегать конфликтов. Все слышали об эффективности этой техники, но пользуются ею, к сожалению, единицы.

 

Обычно, когда другой человек поступает не так, как вы ожидаете от него, вы призываете к его совести, обвиняете или указываете на его недостатки и ошибки. Вам кажется, что он тут же исправится. Но ожидания не оправдываются, а ваши «Ты-сообщения» вызывают у человека ощущение, что вы на него нападаете. Конечно же, он начинает обижаться, защищаться или нападать в ответ.
 
Если «Ты-сообщениями» мы перекладываем ответственность за наши эмоции на собеседника, то «Я-сообщения» помогают корректно выразить свою точку зрения, убрать обвинительный тон и не оскорбить собеседника. Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к «Ты-сообщениям» с их обвинительным тоном. Сравните обращения к ребёнку:
  • Ты ведёшь себя отвратительно.
  • Мне не нравится, когда дети бегают по автобусу. Это опасно. Нужно соблюдать технику безопасности и сидеть в кресле.
В первом случае только оценка поведения. Ребёнок может даже не понять, что он сделал не так. Во втором – говорится о чувствах и о том, что конкретно не нравится, как это можно исправить.
 
Плюсы «Я-сообщений» от родителей
  • Родительские «Я-сообщения» помогают развивать эмоциональный интеллект ребёнка. Он учится распознавать чужие эмоции, понимать, чем они могут быть вызваны, и как на эти эмоции можно повлиять.
  • «Я-сообщения» помогают и в понимании своих чувств. Например, ребёнок говорит: «Я больше не буду играть с Сашей, он жадина». Задайте вопрос: «Ты, похоже, злишься, что Саша не дал тебе свою игрушку?» Так вы поможете ребёнку назвать эмоцию и найти причину её появления.
  • Когда родители открыты и искренни в выражении своих чувств, ребёнок становится искреннее в выражении своих. Он начинает чувствовать, что взрослые ему доверяют, и начинает доверять им.
  • Высказывая своё чувство без приказа или выговора, родители оставляют за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать родительские пожелания.

Как построить «Я-сообщения»?

 

1. Прислушайтесь к себе, к своим чувствам.

 

Назовите чувства именно той интенсивности, которую испытываете в этот момент: мне грустно, я злюсь, я в гневе, я возмущена, мне неприятно, меня раздражает.

 

2. Скажите о том, что вызвало эти чувства:

  • когда ты не собираешь портфель вечером;
  • ты вырываешь руку посреди дороги;
  • если мои наушники лежат не на месте;
  • когда не выполняют свои домашние обязанности.

3. Объясните, почему это вызвало у вас такие чувства:

  • …можно опоздать в школу или в спешке что-то забыть;
  • …здесь очень оживлённое движение, это небезопасно;
  • …я не могу найти их, когда они мне нужны;
  • ...разделили обязанности между всеми и договорились их добросовестно выполнять.
4. Выразите пожелания и ожидания:
  • если хочешь собирать портфель по утрам, наводи будильник на 10 мин. раньше;
  • мне важно, чтобы ты держал меня за руку, когда мы переходим дорогу;
  • я хочу, чтобы мои вещи возвращали на свои места / чтобы взять мою вещь, нужно спросить разрешения и потом вернуть её на место;
  • если обязанности в какой-то день невозможно выполнить, можно об этом предупредить.
Специалисты школы развития эмоционального интеллекта «Школа эмоций» убеждают: «Я-сообщения» можно применять во всех сферах жизни: в отношениях в паре, в семье, на работе, с друзьями. Если вовремя вспоминать о технике «Я-сообщений» и регулярно их использовать, со временем это войдёт в привычку. Но полностью отказываться от «Ты-сообщений» не нужно. Позитивные «Ты-сообщения» использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам собрал свои игрушки, ты такой молодец!»
 
На курсах по развитию эмоционального интеллекта в «Школе эмоций» специалисты помогают детям и взрослым формировать этот важный коммуникативный навык «Я-сообщения». 
 
Задать интересующие вопросы и записаться на консультацию специалиста можно по телефонам: 
  • 8 (029) 348-23-54
  • 8 (029) 875-10-03
 
 
 

 












Другие статьи в журнале


Каталог


Все статьи