Закрыть меню

Роль крупной моторики в развитии речи

21.10.2022 в 11:53, Blizko.by

Все родители знают, что для развития речи малыша важна мелкая моторика рук, но забывают о важности крупной моторики и мало времени проводят с ребенком в активных играх.

В беседе с Люцией Талиповой и Татьяной Кунцевич, тренерами детского спортивного клуба «Маугли», давайте разберемся, что такое крупная моторика, и почему всем дошкольникам нужно хорошо владеть ею.
 
 
Что важно знать о крупной моторике?
 
Люция Талипова: Крупная моторика – это движения крупных мышц тела. Она развивается намного раньше мелкой. Сначала малыш учится держать и поворачивать голову – развивает мышцы шеи. Потом лежа на животике поднимается на локтях, переворачивается со спинки на живот и обратно. Следующие навыки – умение садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать.
 
Если крупная моторика плохо развита, то ребенку приходится прилагать слишком много усилий для выполнения простых действий. Такой ребенок неуклюж, так как он хуже ориентируется в пространстве: часто падает, спотыкается, задевает мебель, врезается в стены, роняет вещи.
 
Татьяна Кунцевич: Добавлю, что крупная моторика – это еще и процесс согласования движений под контролем зрения. Зрительно-моторная координация развивается в играх с мячом, скакалкой, обручем, во время лазания по лесенкам.
 
Какие еще трудности может испытывать ребенок с недостаточностью крупной моторики?
 
Татьяна Кунцевич: Такой ребенок будет неохотно играть в подвижные игры и осваивать новые виды деятельности. Двигательные затруднения могут мешать нормальному речевому развитию, освоению навыков рисования, письма и чтения. Эти трудности приведут к низкой самооценке и к сложностям в общении.
 
Люция Талипова: Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания. Причиной плохой артикуляции звуков может быть не только неразвитая мелкая моторика, но и крупная тоже. Потому что артикуляция – это такой же двигательный навык, только губами, языком, челюстью, небом.
 
 
Какие упражнения и игры помогают развивать крупную моторику?
 
Татьяна Кунцевич: Все двигательные упражнения помогают малышам лучше осознавать себя, легче ориентироваться в пространстве и управлять своим телом: ползать по-пластунски, подпрыгивать на мягкой поверхности, наклонять туловище, стоять на одной ноге, на носочках, на пяточках, делать «ласточку». Можно задействовать мячи, ленты, фитболы, ортопедические дорожки, обручи. Хорошо бы обустроить в комнате детский спортивный уголок со шведской стенкой, веревочной лестницей, канатом. На прогулки берите велосипед или самокат.
 
А какие любимые упражнения у ваших воспитанников в клубе «Маугли» и какую пользу они приносят?
 
Люция Талипова: Одна из самых любимых – полоса препятствий. Она развивает навык переключения с одного вида деятельности на другой. Игры на равновесие и баланс: перешагивание через палки, обручи, ходьба по бревну, перешагивание по платформам. Эти упражнения развивают концентрацию внимания. Эстафеты учат быстро выполнять действия и быстрее соображать. Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение концентрировать внимание.
 
 
 
Помощником родителей в развитии крупной моторики ребенка может стать детский тренер. Чтобы уделять достаточно времени физической активности ребенка, клуб «Маугли» приглашает на занятия по оздоровительной гимнастике.
 
Оздоровительная гимнастика для детей от 2 до 3 лет (с родителями)
До 3-х лет дети занимаются с мамой или папой под руководством тренера. Задача тренера – дать программу, заинтересовать упражнением, а задача родителя – помочь направить внимание ребенка на то, что он делает. Задача всех взрослых – ободрить. Чтобы у ребенка была радость от процесса и высокий личный интерес к занятиям.
 
 
Оздоровительная гимнастика с базовым обучением спортивной гимнастике, акробатике и хореографии для детей от 3 до 10 лет
Запишите ребенка на бесплатное пробное занятие по телефону: +375 (29) 662-94-54
 
Открыть полную версию