Обычно, когда родители озадачиваются вопросом подготовки своего ребенка к школе, они уделяют основное внимание развитию речи, памяти, любознательности, логического мышления, мелкой моторики, а также конкретным навыкам: чтению и счету. В обществе преобладает точка зрения, что только интеллектуальная подготовка дошкольника приводит к успешности в обучении.
Хотя психологи, педиатры и педагоги выделяют три важных направления дошкольного развития: физическое, психологическое и интеллектуальное. Основа этой комплексной заботы – охрана здоровья и физическое развитие. Научные данные о развитии детей говорят о том, что главные элементы здоровья, благополучия и эффективности детей, подростков и взрослых закладываются во время беременности и в первые три года жизни.
Мы решили обсудить тему физической подготовки детей к обучению в школе с Ольгой Бичун – тренером Клуба «Маугли», руководителем физвоспитания в детском саду и мамой школьницы, которая в этом году закончила второй класс.
- Как определить, готов ли ребенок к школе физически?
- Правильнее говорить не о физической, а о физиологической готовности. Для оценки физиологической готовности детей к школьному обучению проводится медицинский осмотр.
Медики учитывают определенные критерии:
- Уровень биологического развития – рост, вес, работоспособность, утомляемость, зрелость нервной системы, а также систем пищеварения и мочевыделения. Они должны соответствовать возрастным нормам.
- Состояние здоровья и анализаторных систем. Например, зрение и слух очень важны для восприятия информации.
- Об общем физическом развитии говорят такие основные физические качества, как ловкость, скорость, сила и скоординированность движений, развитость мелкой моторики рук.
- Достаточно ли занятий физкультурой в детском саду и двигательной активности на уличных прогулках для физического развития ребенка и укрепления его иммунитета?
- В детском саду уделяется большое внимание физическому воспитанию детей. И не только на систематических занятиях физкультурой. Руководители физического воспитания ежедневно проводят утреннюю гимнастику и разнообразные подвижные игры, дают возможность детям самостоятельно активно двигаться и упражняться, рассказывают о важности быть здоровым и значимости занятий спортом. В детских садах с бассейном детей обучают плаванию.
Но каждый ребенок индивидуален. Кто-то активно двигается не только в детском саду, но и дома: занимается на шведской стенке, регулярно катается на велосипеде, бегает, прыгает, лазает. А для кого-то вся активность на прогулке – это поход с мамой в магазин, песочница и качели. И о важности развития иммунитета все родители знают, но обычный насморк ребенка почему-то некоторые воспринимают, как повод отменить выход на свежий воздух.
Дополнительные занятия спортом рекомендованы даже детсадовцам. А детям, которые в детский сад не ходят, они просто необходимы. У нас в Боровлянах, например, детские сады переполнены. Я знаю, что некоторые малыши попадают в детский сад только к четырем годам. Как до четырех лет проходит их физическое развитие? Находят ли родители время на спортивные занятия с детьми дома и на улице? Показывают ли личный пример? Водят ли на плавание, гимнастику, танцы?
Очень хочется, чтобы родители задумывались не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и о физическом. И подчеркну: для этого не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять или шесть лет.
- Расскажите, как вы физически развивали свою дочь до школы и как проходила ее адаптация в школе?
- У нас спортивная семья. Я профессионально занималась акробатикой и приобщала дочь с ранних лет к гимнастике и акробатике. До школы она занималась гимнастикой у другого тренера, так как меня она воспринимала только как маму. Наши прогулки на улице чаще всего проходят на школьном стадионе: дочка катается на самокате или занимается на лестницах и турниках.
Для меня забота о физическом развитии дочери – это не только занятия спортом. Это и правильное, здоровое питание, и закаливание, и соблюдение режима дня. Занятия гимнастикой помогли моей дочери подготовиться к дополнительным нагрузкам в школе, а также сделали ее увереннее в себе. Я считаю, что ее психологическая и эмоциональная устойчивость – тоже результат спортивных занятий.
Адаптация к школе прошла успешно. Она ни разу не болела, всегда с удовольствием ходила в школу. Конечно, многое зависело и от учителя. Наша учительница очень хорошая.
- С детьми какого возраста вы работаете в Клубе «Маугли»?
- Я занимаюсь с детьми от 2 до 8 лет в д. Боровляны, ул. Березовая Роща, 108. Это здание ТЦ «Перекрёсток». По субботам и воскресеньям работаю в зале споривной гимнастики в РЦОП по лёгкой атлетике, по адресу: ул. Калиновского, 111. Занятия 2 раза в неделю по 45 мин. Дети 2-3 лет занимаются развивающей гимнастикой вместе с родителями, дети с 3 до 8 лет по программе «Детский фитнес и развивающая гимнастика».
- Как записаться к вам на занятия?
- Очень просто, через форму регистрации на сайте www.maygli.by или по телефону: +375 (29) 662-94-54. Первое занятие бесплатное. Приходите!