Какой он – успешный ребенок?
Успешный ребенок готов к школе психически и эмоционально:
- умеет следовать правилам;
- умеет дружить, поддерживать отношения;
- способен управлять своим вниманием;
- умеет поддерживать интерес к тому, чем занимается;
- достаточно самостоятельный;
- уверен в своих силах;
- умеет переживать неудачи и справляться с ошибками.
Эмоционально-развитый ребенок делает все с энтузиазмом, с любопытством и поэтому легко понимает и запоминает то, что объяснял учитель. Конечно, и он совершает ошибки, но без страха быть осмеянным или униженным. Это значит, что он «не разлюбит» школьный предмет только потому, что вдруг получил неожиданно низкую оценку по контрольной. И не упадет духом, если несколько раз подряд не сдаст норматив по физкультуре.
На что влияет психоэмоциональная готовность к школе?
- На мотивацию:желание ходить в школу, стремление выполнять определенные обязательства, связанные с новой ролью школьника.
- На социализацию: умение чувствовать себя членом группы, понимать значение правил и умение соблюдать и следовать им, конструктивно решать конфликты.
- На волю и управление вниманием: умение слушать вникать в содержание того, о чем говорит учитель, понимание и выполнение заданий учителя.
- На способность управлять своими эмоциями и поведением: идентифицировать эмоцию и назвать, понять ее причину и следствие, использовать ресурс эмоции.
Как эмоции влияют на внимание и память?
Они могут как усилить, так и ослабить обучаемость. Если ребёнок идёт в школу со страхом, то не стоит ожидать от него высокой успеваемости. В состоянии страха мозг заинтересован в том, чтобы затаиться и выжить, а не в том, чтобы запоминать новую информацию. Например, дефицит внимания и проблемы с памятью могут возникнуть у застенчивого ребенка в период адаптации к новому коллективу или после того, как ребенка отругали за плохую оценку.
Как эмоции влияют на личную эффективность и уверенность в себе?
Вы замечали, наверно, что в радостном состоянии ребенок постоянно что-то придумывает, мечтает, творит. Но в радости снижаются внимание и концентрация, не замечаются детали. Дети не готовы в таком состоянии выполнять ответственные и важные задания, обдумывать что-то и принимать серьезные решения. Для обучения в школе эмоция радости не всегда подходящая. Это лучше делает эмоция интерес. Устойчивый интерес мотивирует и помогает преодолевать трудности. А еще интерес помогает устанавливать дружеские контакты.
Интересу часто предшествует эмоция удивление. Удивительное и необычное дети наблюдают каждый день. И поводов удивиться множество. Но без внимательности и включенности заметить что-то необычное бывает сложно. Именно поэтому в «Школе эмоций» мы с ребятами тренируемся находить в обычных вещах что-то непривычное, а порой и удивительное, развиваем внимательность и сосредоточенность.
Злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, придает решительности, помогает преодолевать страхи. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом знает, что если он боится или стесняется идти к доске, ему нужно немного разозлиться на себя, или на проблему, выйти и ответить. Точно так же нужно разозлиться, чтобы дать отпор обидчику и постоять за себя. Уже само решительное выражение лица и соответствующая поза вселяют уверенность и смелость. А обидчики считывают это и отступают.
Печаль помогает быть более внимательными и замечать ошибки. Ребята, которые обучаются в «Школе эмоций», знают, что в лёгкой печали лучше делать спокойные дела: уборку, уроки, читать книгу, слушать музыку. Плюсы печали и в том, что мельчайшие детали и нюансы события замечаются лучше.
Советы родителям
Познакомьте ребёнка с 8 базовыми эмоциями: радость, отвращение, удивление, интерес, страх, доверие, печаль, злость.
Развивайте у ребенка важные навыки:
- распознавать свои эмоции и называть, что с ним сейчас происходит. Например, как отличить тревогу от раздражения, усталость – от апатии;
- понимать причинно-следственные связи: почему со мной это происходит? Что такого случилось, что вызвало этот мое состояние? И к чему это может привести?
- переключать свои эмоции, то есть управлять собой.
Техники развития способностей эмоционального интеллекта у ребенка в домашних условиях:
- Распознавание эмоций других людей по фотографиям и картинкам.
- Идентификация эмоций персонажей истории, сказок, сюжетных картинок, мультфильмов. При просмотре фильма обращайте внимание не только на мимику и жесты героев, но и на интонацию.
- Упражнения по выражению эмоций. Например, изобразить походкой, мимикой, жестами разные состояния и настроения.
- Дневник эмоций – техника отслеживания своего эмоционального состояния и самоконтроля. Ежедневный ритуал записи своих эмоций на бумагу, зарисовка и анализ помогут ребенку подружиться с эмоциями.
- Развитие внимательности к своим эмоциям и осознанности. Пусть ребенок, придя со школы, с тренировки, кружка, прогулки на улице, расскажет про свое настроение, что его вызвало. Помогайте ему порассуждать на эту тему, искать пути переключения.
Для работы с эмоциями дома преподаватели «Школы эмоций» рекомендуют книги:
- «Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей» авторы: Елена Сергиенко, Татьяна Киселева, Елена Хлевная.
- «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими» Виктории Шиманской.
- «Улыбочку, Красная шапочка!» авторы: Ришар Марнье и Од Морель.
Важно понимать, что эмоциональное образование – это не про знания, а про формирование навыков. Мало выучить теорию, нужно уметь эти знания использовать. Новые привычки «приживаются», к сожалению, долго. Поэтому развитие эмоционального интеллекта мы рекомендуем начинать с постепенного встраивания нескольких самых базовых привычек, которые станут фундаментом эмоционального здоровья ребенка и новыми чертами его характера.
В «Школе эмоций» мы учим детей тому, что плохих и неправильных эмоций нет. Их нужно просто умело использовать.
На занятиях в атмосфере принятия и понимания мы прорабатываем базовые, часто проблемные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в общении со взрослыми, сверстниками, в школе, в детском саду, дома. Вместе ищем эффективные варианты решения таких ситуаций.
Например, не стоит идти на контрольную с радостным настроением. Трусишке на контрольной нужно немного злости. А несобранному и невнимательному ребенку – добавить к своему состоянию немного печали.