Спокойно разбираться, что именно ему не нравится. Понять проблему: это сложности в обучении (общие или по конкретным предметам), взаимодействие с учителями или общением со сверстниками. Способы решения этих вопросов будут разные. Поэтому важно выстраивать доверительный диалог, в котором ребенок может спокойно проговорить все свои эмоции и далее разобраться, с какими сложностями он встретился и как быть дальше. Необходимо вместе обсудить возможные варианты решения и внедрять их. А далее смотреть, есть ли изменения в лучшую сторону. Здорово, если получается выстроить коммуникацию с учителем в школе, чтобы видеть другой взгляд изнутри. Но на собственном опыте знаю, что порой можно прийти даже к варианту смены школы.
Какие вопросы задавать ребенку о школе, чтобы лучше понимать его проблемы?
Опять же, сразу мы основываемся не на вопросах, а на чувствовании своего ребенка. Родители, как никто другой, чутко замечают любые изменения в настроении и состоянии детей. Отмечаем, какие эмоции начинают превалировать в настроении: тревожность и страх, грусть, печаль или апатия, раздражительность или вспышки гнева. А далее начинаем прощупывать три сферы: учеба, сверстники, учитель.
Вопросы по учебе можно задавать через эмоцию интереса: «Какие предметы самые интересные и увлекательные?», «Есть ли с чем-то сложности?». Сразу учимся уходить от нравоучений, сравнений с другими детьми и фраз: «А вот я в твоем возрасте лучше/усерднее старался/учился». Не забывайте напоминать, что, если ему понадобится ваша помощь или поддержка, вы всегда рядом. Не «спускайте всех собак», если будут какие-то ошибки. Детям важно слышать и понимать, что мама и папа будут любить его любым – непутевым, неидеальным, допускающим ошибки. Приводите примеры из своего детства.
Спрашивайте про друзей в школе, интересуйтесь ситуациями, которые происходят в общении. Запоминайте ситуации и позже интересуйтесь, как развивались события дальше. Ребенок будет понимать, что не только его учеба, но и его проблемы, общение со сверстниками тоже вам интересно. Степень доверия между вами будет расти. А это значит, что если ребенок попадет в проблемную ситуацию, то скорее к вам обратится за помощью, чем будет страдать в одиночестве или найдет не самый лучший выход.
Уточняйте, как складываются отношения с учителями. Если понимаете, что начинаются какие-то сложности с конкретным учителем, нужно установить с учителем контакт самому. Это не значит, что мы вооружаемся всеми средствами, чтобы отстоять свое чадо (хотя и это порой нужно!), а стараемся посмотреть своими глазами, пообщаться с учителем, услышать его видение проблемы. Сейчас в школе существуют индивидуальные дни для консультаций и встреч учителей с родителями. Можно воспользоваться этой возможностью. И помните, чтобы не происходило, ребенок должен понимать, что родитель всегда на его стороне и вместе вы решите любые сложности.
-
Всегда задавайте вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Как прошел твой день?», «Что было интересное?», «Были неприятные моменты?», «Нужна ли моя помощь?».
-
Обращайте внимание, в каком настроении приходит ребенок со школы или какими эмоциями делится о школьном дне, спрашивать его об этом. Обязательно рассказывайте, как вы себя чувствуете, как проходит ваш день (но! Важно не «выливать» свои проблемы ребенку). На вашем примере он будет учится проговаривать события и эмоции, которые их сопровождают.
-
Замечайте, говорит ли ребенок вообще о школе, одноклассниках, учителях.
-
Мягко и ненавязчиво просите рассказывать, что самое интересное или неприятное было за день. Если ребенок тщательно старается избегать ответов на такие вопросы – это тоже маячок, на который стоит обратить внимание.
Подростки очень закрытые, не всегда откровенные с родителями. Стоит ли родителям беспокоиться по этому поводу?
Подростковый период особенный, важный и очень сложный. Ребята в этот период времени пробуют найти себя, справляться самостоятельно со своими вопросами, без взрослого, заявляя, что они уже способны на многое сами. Именно поэтому они могут о чем-то не рассказывать, чтобы не столкнуться с нашими нравоучениями, фразами: «мне виднее», «ты еще не разбираешься».
Для того чтобы этот период пройти более мягко и сглажено, самое первое, чем нужно запастись, – это терпение. Можно проговаривать, как Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Этот период пройдет обязательно, но важно, чтобы в это время сохранились доверие и открытое взаимодействие. Да, не будет наш ребенок рассказывать нам все, не будет открывать тайны своих неудач, косяков и провалов или «дел сердечных», но он должен понимать, что, если он постучит, ему откроют в любое время, выслушают, помогут, пожалеют.
Давайте им больше зон ответственности. Возьмите на вооружение волшебную фразу «Решать тебе» (подтекст – Я тебе доверяю). Но объясните, что его решение не должно противоречить ограничениям и семейным правилам. Мы не даем неограниченный выбор, нам достаточно привести со своей взрослой позиции родителя несколько вариантов и аргументировать. Мы консультанты для них, а не начальники. Ребенок разумен, и он сам хочет, чтобы у него все было хорошо в жизни. При определенной поддержке с нашей стороны он сообразит, что ему делать. Будьте с подростками честными. И помните: мы сами для них живая инструкция и пример. Можно говорить постоянно прописные истины, но если ребенок видит, что вы поступает по-другому, то именно это для него будет призывом к действию. Плюс, он обязательно вам укажет на несоответствие ваших действий и слов.
Подростковая закрытость не случается внезапно, она нарастает постепенно, им важно начать выстраивать свой отдельный от родителей мир. Поэтому от нас нужна забота, поддержка и терпение. Пройдет эта эмоциональная отстройка, они нащупают свою почву под ногами и «вернутся в контакт». Стоит начать тревожиться, если ребенок быстро и неожиданно становится замкнутым, колючим и неконтактным. Тут уже стоит начинать разбираться, с чем это может быть связано.
Различаются ли проблемы детей в начальной школе, в средней и в старшей? Что у них есть общее?
Проблемы будут отличаться в силу возрастных особенностей и задач, которые должен решить ребенок на определенном этапе. Если в начальной школе у ребенка на первое место выходит познавательная деятельность, то она требует как интеллектуальной готовности, так и эмоциональной. Здесь родители и учителя отмечают, как часто ребенок принимает импульсивные реакции и может ли достаточно длительное время выполнять долгие и не очень привлекательные задания.
Вот какие проблемы озвучивают мне в Школе эмоций дети и родители возрастной группы 7-9 лет (курс «Повелитель эмоций»):
-
неумение найти способ остановиться и успокоиться в момент переживания сильных неприятных эмоций;
-
высокая эмоциональность, проявление гиперчувствительной реакции в рядовых обычных ситуациях;
-
неумение отстоять свою точку зрения, защитить свои границы, стеснительность;
-
буллинг;
-
зависимость от гаджетов.
В средней школе стартует младший подростковый период, когда на первое место выходит общение со сверстниками. Именно поэтому родители начинают жаловаться на снижение успеваемости, мотивации и потере учебного интереса. Подростку важно теперь разобраться со своим местоположением среди сверстников, найти или создать «свою стаю», начинает меняться самооценка. Плюс параллельно происходят колоссальные физиологические изменения и перестройка организма. Здравствуйте, гормоны! Настроение начинает «качелиться».
Старший подростковый возраст – поиск себя, самопознание, самоопределение.
Проблемы, которые озвучивают в Школе эмоций дети и родители возрастной группы 10-15 лет (курс «Эмоциональное лидерство»):
-
замкнутость, необщительность, чрезмерная робость в общении со сверстниками;
-
зависимость от гаджетов;
-
низкая стрессоустойчивость;
-
буллинг;
-
низкая самооценка;
-
чрезмерная ответственность, контроль;
-
лень;
-
снижение мотивации и потеря интереса.