Закрыть меню

Как бороться с буллингом в школе. Советы учителям и родителям

13.09.2021 в 14:55, Blizko.by

По статистике четверо из пяти детей не рассказывают родителям о том, что их травят в школе. И ещё больше детей молчит о том, что они становятся свидетелями или участниками ситуаций буллинга.

 
Вот данные из доклада ООН «О положении дел в мире в сфере профилактики насилия в отношении детей за 2020 год»: «Издевательства являются серьезной проблемой во всем мире: 32% учащихся в возрасте от 11 до 15 лет подвергались издевательствам со стороны своих сверстников в школе по крайней мере один раз за последний месяц.»
Издевательства в школе – это не только физическое насилие, но и сплетни, оскорбления, угрозы, исключение из общения и неуважительное отношение. К сожалению, страдания ребёнка от издевательств бесследно не проходят. И через много лет он будет помнить свои болезненные переживания.
 
До 3% детей совмещают три роли, одновременно: в одних ситуациях в классе являются преследователем,  в других становятся жертвой, а в третьих - наблюдателем.
 
 
Если ребёнка бьют, игнорируют, обесценивают, травят, в его душе зарождается здоровая агрессия, которая нужна для защиты. Но как противостоять классу, где все настроены против? Как дать сдачи старшекласснику? Иногда ребёнок находит способ прожить эту злость: ломает игрушки, играет в жёсткие игры, обижает слабых и т.п. Иногда и это невозможно. Тогда происходит подавление и вытеснение этой самой злости. Она может быть огромна и опасна. Никто не знает, в какой форме она вырвется из психики и как проявится на уровне психосоматики.
Справиться с буллингом в одиночку практически невозможно. Ключ к спасению – доверие. Если у вас с ребёнком доверительные отношения, то он, скорее всего, поделится с вами своими переживаниями.
В любом случае, ребёнку нужно рассказать:

 
Как действовать взрослым, если возник факт буллинга?
 
Учителя часто путают буллинг с конфликтами и считают, что достаточно провести беседу с агрессором, а жертве будет достаточно извинений от обидчика. Неправильно также предлагать ребёнку порассуждать о том, в чём он сам может быть виноват: «ищи причину в себе», «с тобой что-то не так», «тебе надо измениться.» Нельзя давать совет игнорировать обидчика и не обращать внимания на травлю. Потому что может случиться так, что агрессор начнёт использовать более жестокие способы травли.
 
Для руководителей школ и учителей ЮНЕСКО разработало специальное информационно-методическое пособие «Предотвращение насилия в образовательных организациях». Здесь администрация школы и педагоги найдут информацию о причинах насилия в детских коллективах, его видах и последствиях. В пособии прописаны алгоритмы, как реагировать на факты насилия и оказывать помощь пострадавшим.
 
Белорусский Хельсинкский Комитет подготовил памятку «Как бороться с буллингом в учреждениях образования». Эта памятка ценна тем, что помогает понять, как грамотно реагировать на ситуации насилия с точки зрения законодательства. Дело в том, что в законах Беларуси нет чёткого определения буллинга и конкретной ответственности за травлю. Но есть законы, где указаны признаки, которые подпадают под определение буллинга. На основании законодательства здесь даются рекомендации, как поступать родителям, если их ребёнок стал объектом травли со стороны одноклассников или учителей, а администрация школы не решает проблему.
 
Бывают случаи, когда после решения вопроса буллинга администрацией школы, учителями, родителями, представителями органов правопорядка травля не прекращается, а переходит в скрытую форму. Это происходит, если не привлекается психолог и проблема не прорабатывается со всеми участниками ситуации: жертвой, свидетелями и агрессором. 
 
В идеале учителя должны предлагать детям выработать правила класса, придумать формы подкрепления выполнения этих правил и давать четкую моральную оценку поступков, которые эти правила нарушают. Классный руководитель и одноклассники без присутствия агрессора и жертвы должны проговорить свое отношение к факту травли, сформировать активную позицию неприятия унижения друг друга. Когда агрессор действительно получит отпор от всего класса, травля прекратится.
 
Профилактика буллинга
 
1. Давайте ребёнку ощущение его границ:
2.  Дайте ребёнку навык самоуважения, ощущение своей уникальности.
 
3.  Помогите ребёнку стать уверенным в себе.
 
4.  Убедитесь, что ребёнок вам доверяет, что у него есть уверенность в вашей поддержке.
 
5.  Одобряйте право ребёнка обратиться к учителю или директору школы, если чьи-то действия нарушают его безопасность.
 
6.  Научите ребёнка понимать свои эмоции и чувства других.
 
7.  Объясните ребёнку, что в школе ему встретятся совершенно разные ребята: с витилиго, слишком полные, с дефектом речи, плохо слышащие, на инвалидной коляске, с другими особенностями. Расскажите, как себя вести, чего делать и говорить нельзя.
Этим навыкам учат детей в «Школе эмоций». В группах занимались и жертвы травли, и агрессоры. И у тех, и у других был низкий уровень эмоционального интеллекта. И те, и другие страдали от низкой самооценки.
 
Иногда достаточно нескольких месяцев, чаще всего проходит около года, и мы получаем положительную обратную связь от родителей и самих детей: ситуацию с травлей удаётся изменить. Наши педагоги-психологи всегда готовы поддержать ребёнка и его родителей и дать совет в конкретной ситуации.
 
Преподаватели «Школы эмоций» подобрали фильмы, которые послужат материалом для обсуждения проблемы травли в школе:
«Мой маленький пони: Дружба — это чудо» (2010)
Трогательный мультсериал для дошкольников и младших школьников про волшебных пони с кучей поучительных моментов на тему общения со сверстниками.
«Чучело» (1983), режиссёр Ролан Быков
Этот один из лучших детских фильмов в Советском союзе поражает своей жестокой правдивостью. Именно такие ситуации и происходят частенько во многих школах мира.
Вы увидите, что переживает затравленный ребёнок: боль, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.
Проект «Задира» (2011), режиссёр Ли Хирш
Самый известный документальный фильм о буллинге. Главные герои фильма – пять подростков, над которыми издеваются одноклассники. Съёмочная группа наблюдала за их семейной жизнью и поведением в школе на протяжении одного учебного года.
Открыть полную версию