Закрыть меню

Что такое крупная моторика и как она влияет на запуск речи?

07.12.2023 в 12:59, Blizko.by

Родители уделяют много внимания развитию мелкой моторики ребёнка, а крупная моторика часто остается без внимания. Но она играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности, в развитии речи.

 

О важности крупной моторики для будущего школьника мы поговорим в этом интервью с нашим тренером фитнеса и развивающей гимнастики Татьяной Яковлевой. Татьяна – магистр педагогических наук, закончила магистратуру БГУФК по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

 

 

Расскажите о влиянии крупной моторики на развитие речи у детей 3-4 лет.
 
Давайте вспомним, что такое крупная моторика. Это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Начинается с развития мышц шеи: малыш учится держать и поворачивать голову. Затем он начинает подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать. Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий.
 
 
С какими трудностями сталкивается первоклассник с недостаточностью крупной моторики?
 
Поддерживать позу сидя за партой в течение 45 минут детям с неразвитой крупной моторикой будет непросто. У таких детей низкий уровень энергии, они медленно реагируют слова учителя, кажутся усталыми и апатичными. Им не хватает выносливости для того, чтобы справляться со школьной нагрузкой. Недостаточность крупной моторики выражается и в неуклюжести: дети часто падают, спотыкаются, задевают мебель, врезаются в стены и в людей, роняют предметы. Крупная моторика влияет на самостоятельность ребенка – умение обслуживать себя.
 
 
Если и до школы у ребенка были проблемы с овладением навыками рисования и письма, то от письма или рисования в течение урока он будет сильно уставать. Результат всех этих трудностей – низкая самооценка, физическая неактивность, сложность в общении и в играх со сверстниками. А ведь ребенку обязательно нужно много двигаться, чтобы в течение дня выплеснуть скопившиеся напряжение и стресс.
 
 
Получается, что развитие интеллектуальных способностей ребенка напрямую зависит от его физического здоровья?
 
Да, при выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения. При этом задействуются оба полушария мозга. Скоординированная работа двух полушарий нужна в большинстве школьных заданий. Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания. Плохая артикуляция звуков – следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Потому что артикуляция – это такой же двигательный навык!
 
К при меру, воспитатели детского сада, в котором я работаю руководителем физвоспитания отмечают, что дети, которые дополнительно занимаются развивающей гимнастикой, хореографией, плаванием, гораздо увереннее чувствуют себя в групповых играх и на детсадовских праздниках, сообразительнее и активнее на занятиях. И я на своих занятиях физкультурой в детском саду вижу их ловкость, координацию, баланс.
 

 

Но, к сожалению, встречается немало мам, которые совсем не уделяют внимания физическому развитию своих детей. Отсюда и задержка речи, и неумение участвовать в совместных играх с другими детьми, и нежелание изучать что-то новое. Я много раз приглашала их в Клуб «Маугли» на развивающую гимнастику, но постоянно слышала отговорки «некогда». Надеюсь, что смогу «достучаться» до них и убедить в важности физической культуры для гармоничного развития их детей.
 
 
Какие упражнения и игры помогут развить крупную моторику?
 
Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться. Навыки концентрации ребенок использует на школьных занятиях. Это игры с кеглями, бросание колец и тряпичных мячей в цель.
 
Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. Используйте 3 мяча разного размера: большой, маленький и средний.
 
 
Эстафеты и полосы препятствий. Моторное программирование, игры на серийную организацию движения. Этот навык переключения и выстраивания программы движения развивает артикуляцию и помогает правильно сформулировать ответ.
 
 
Помощником родителей в развитии крупной моторики ребенка может стать тренер по детскому фитнесу и развивающей гимнастике.
 

 

Чтобы уделять достаточно времени физической активности ребенка, приглашаем вас на занятия развивающей гимнастикой в клубе «Маугли».

 

 

Татьяна Яковлева, работает в залах:
 
- Заводской район, Филиал БНТУ «МИПК и ПК», Партизанский проспект, 77.
- Московский район, Каролинский проезд, 1, рядом станция метро «Петровщина». Здание «Универсальный спортивный комплекс», зал акробатики.
 
Начни с «Маугли» — стань кем захочешь!
Открыть полную версию