Что такое крупная моторика и как она влияет на запуск речи?

2110
Родители уделяют много внимания развитию мелкой моторики ребёнка, а крупная моторика часто остается без внимания. Но она играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности в развитии речи.

О важности крупной моторики для будущего школьника мы поговорим с тренером клуба «Маугли» Анной Кулик. На большом семейном фестивале «Букидс» Анна проводила мастер-класс на эту тему, рассказывала о влиянии крупной моторики на развитие речи у детей 3-4 лет и показывала упражнения, которыми можно заниматься дома или на прогулке. 
 
Фотографии нашей спортивной площадки – здесь
 
 

– Что такое крупная моторика?

– Это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Начинается с развития мышц шеи: малыш учится держать и поворачивать голову. Затем он начинает подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать. Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий.
 

– С какими трудностями сталкивается первоклассник с недостаточностью крупной моторики?

– Поддерживать позу сидя за партой в течение 45 минут детям с неразвитой крупной моторикой будет непросто. У таких детей низкий уровень энергии, они медленно реагируют слова учителя, кажутся усталыми и апатичными. Им не хватает выносливости для того, чтобы справляться со школьной нагрузкой. Недостаточность крупной моторики выражается и в неуклюжести: дети часто падают, спотыкаются, задевают мебель, врезаются в стены и в людей, роняют предметы. Крупная моторика влияет на самостоятельность ребенка – умение обслуживать себя.
 
 
Если и до школы у ребенка были проблемы с овладением навыками рисования и письма, то от письма или рисования в течение урока он будет сильно уставать. Результат всех этих трудностей – низкая самооценка, физическая неактивность, сложность в общении и в играх со сверстниками. А ведь ребенку обязательно нужно много двигаться, чтобы в течение дня выплеснуть скопившиеся напряжение и стресс.

– Получается, что развитие интеллектуальных способностей ребенка напрямую зависит от его физического здоровья?

– Да, при выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения. При этом задействуются оба полушария мозга. Скоординированная работа двух полушарий нужна в большинстве школьных заданий. Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания. Плохая артикуляция звуков – следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Потому что артикуляция – это такой же двигательный навык!  
 
 
Я могу привести примеры из жизни. Моей дочери сейчас 10 лет. Она с удовольствием ходит в школу и учится на 9 и 10. Кроме школы у нее много других интересов. Я занималась с ней гимнастикой с рождения. Она рано заговорила и самостоятельно пошла. В «Маугли» дочь с 2 лет. Ей интересны многие виды спорта, но пока не выбрала какой-то один. Я вижу, как после физической нагрузки улучшается ее настроение. С позитивным настроем домашние задания выполняются быстро и правильно, и свободное время остается на отдых, хобби и на общение с друзьями.
 
 
Но, к сожалению, в моем окружении немало молодых мама, которые совсем не уделяют внимания физическому развитию своих детей. Отсюда и задержка речи, и неумение участвовать в совместных играх с другими детьми, и нежелание изучать что-то новое. Я много раз приглашала их на развивающую гимнастику, но постоянно слышала отговорки «некогда». Надеюсь, что смогу «достучаться» до них и убедить в важности физической культуры для гармоничного развития их детей. 
 

– Какие упражнения и игры помогут развить крупную моторику?

   
 
  • Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться. Навыки концентрации ребенок использует на школьных занятиях. Это игры с кеглями, бросание колец и тряпичных мячей в цель.
 
 
  • Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. Используйте 3 мяча разного размера: большой, маленький и средний.

 

  • Лестницы-ступеньки, пеший ход, велосипед развивают выносливость, которая с будущем сформирует усидчивость ребенка. 
 
  • Скалолазание, шведские стены, веревочные лестницы, канат научат отслеживать свое тело, разовьют стратегическое мышление, умение анализировать. Потому что ребенку в процессе лазания нужно просчитать свой путь на несколько шагов.
 
  • Игры на равновесие и баланс уравновешивают процессы возбуждения и торможения и работают на развитие навыка концентрации внимания. Используйте балансировочные подушки и мячи для фитнеса. Можно придумать упражнения на перешагивание через палки, полосы на асфальте. В гимнастическом зале мы даем упражнение на перешагивание по платформам.
    
 
  • Гибкость тела дает пластичность ума. Без растяжки не начинается ли одна тренировка в любом виде спорта. Растяжка насыщает тело и мозг кислородом.
  
  
  • Игры на скорость: кто быстрее добежит к цели, перекладывание мячика из одной корзинки в другую, сортировка предметов по цвету на скорость. Умение быстро выполнять действия дает нам скорость мышления и скорость обработки информации.
      
  • Эстафеты и полосы препятствий. Моторное программирование, игры на серийную организацию движения. Этот навык переключения, выстраивания программы развивает артикуляцию и помогает правильно сформулировать ответ.

Помощником родителей в развитии крупной моторики ребенка может стать детский тренер.

Чтобы уделять достаточно времени физической активности ребенка, приглашаем вас на занятия оздоровительной гимнастикой в клубе «Маугли».












Другие статьи в журнале


Каталог


Все статьи