Закрыть меню

В центре Минска хотят запустить конный трамвай: Что не так с этим проектом

05.06.2023 в 17:15, Blizko.by

В центре Минска собираются запустить трамвай на конной тяге. Звучит очень интригующе. Blizko.by разбирался, откуда растут копыта у этой затеи, и оценивает реальность шансов на ее воплощение.

 

Что придумали?

На улице Октябрьской хотят пустить конку — конный трамвай. Об этом рассказал глава администрации Ленинского района Минска Роман Мельник, отвечая на вопрос, что будет с рельсами, которые там остались лежать после того, как трамвайное движение закрыли.

 

— Пути оставлены с далеким пристрелом. Я полагаю, что эта идея имеет право на жизнь. Хотим восстановить на этом месте конку — если знаете, это на лошадиной тяге… И, на дальнюю перспективу, наверное, это будет востребовано жителями и гостями столицы. Я думаю, что этот элемент добавит изюминки и колорита. Планы такие есть, убирать [рельсы] пока не собираемся.

 

Эта идея новая?

Нет, идею с конкой нельзя назвать совсем уж новой. Ей по крайней мере несколько лет. Правда, тогда, в 2020–м, вместо коней должны были быть аккумуляторы. СМИ сообщали:

 

«В 2020 году поступило новое предложение – организовать здесь экскурсионный маршрут конки. Работники филиала «Трамвайный парк» ГП «Минсктранс» даже разработали дизайн-проекты стилизованного туристического трамвая. Рассматривалась возможность приведения в надлежащее эксплуатационное состояние самих путей, создания разворотного треугольника, при помощи которого имитация конки с электроприводом от аккумуляторных батарей могла бы разворачиваться и курсировать по улице по кругу. Но пандемия коронавируса скорректировала эти планы».

 

Но ведь уже не первый раз в Минске собираются то запустить, то установить старинный трамвай?

Десять лет назад, в апреле 2013–го, организация «Минская спадчина» сообщала, что уже ближайшим летом на площади Свободы поставят трамвай-кафе с вывеской «Кафэ-музей». Он будет стилизован под первые минские трамваи серии «Х», которые когда-то ходили в том числе и через площадь Свободы.

 

Главный инженер предприятия Михаил Жих рассказывал, что за прототип пришлось взять вагон рижского производства РВЗ-6, минское трамвайное депо получило техзадание и начало реконструкцию. В течение мая-июня все работы обещали завершить, после чего поставить трамвай-кафе на 12 мест на рельсы-имитацию. Параллельно «Минская спадчина» искала арендаторов на кафе, причем, по словам главного инженера, обещали символическую арендную плату, к тому же почасовую: только за время работы кафе, а не за все 24 часа суток.

Но ни тогда, 10 лет назад, ни в какой-либо из других последующих годов трамвай-кафе так и не появился.

 

Что вообще за конка?

Конка — это конный трамвай. То есть, трамвайные вагоны, которые питались не электричеством, а тянулись лошадьми. Конный трамвай в Минске работал с 1892 по 1928 годы — всего 37 лет. Конку ликвидировали, чтобы пустить по рельсам электрический трамвай.

 

 

Глава администрации Ленинского района Минска Роман Мельник говорит: «Хотим восстановить на этом месте конку». Но никакая конка по Октябрьской никогда не ходила.
 
Вот схема конки по состоянию на 1898 год из книги Захара Шибеко «Минск. Страницы жизни дореволюционного города».

 

Из коллекции Вадима Зеленкова


Вот более подробная схема конки на карте 1911 года. Как видно, до улицы Нижне-Ляховской (старое название Октябрьской) довольно далеко.

 



Рельсы по этой улице проложили в 1932 году. То есть, конка на Октябрьской не будет восстановлением — это будет новодел.

 

Трамваи на Октябрьской в 1979 году. Фото Ole Iskov

В разное время по Октябрьской ходили трамваи №№ 2, 3, 4, 5, 8. Самым последним оставалась «двойка»: ее отменили в феврале 2015 года, а трамвайный перекресток — подсоединение ветки к путям на Ульяновской, а также рельсы на мосту через Свислочь, — спустя пару лет демонтировали. Сами рельсы на Октябрьской остались, но без сложной операции по погрузке трамваев подъемным краном вагоны туда заехать не могут.

 



Длина сохранившейся трамвайной ветки по Октябрьской составляет 990 метров плюс разворотное кольцо.

 

 

Стоит ли верить, что конку по Октябрьской все же пустят?

Когда в начале 2015 года закрыли трамвай по Октябрьской и на вокзал, то говорили, что решение временное. А в 2017–м, когда дошло до открытия закрытых участков, объявили, что он на Октябрьской больше не появится. Гендиректор «Минсктранса» Леонтий Папенок рассказывал:

 

— Главная причина, по которой мы пока не планируем восстанавливать движение по Октябрьской, – очень плохое состояние коммуникаций: почти все инженерные сети там подлежат перекладке. Если бы, как раньше, планировалось строительство трамвайной линии в Серебрянку, то пути здесь, конечно, реконструировали бы. А пока это не имеет смысла.

О чем он говорит? Несколько десятилетий подряд из генплана в генплан кочевала схема развития минского трамвая, которая предполагала продление линии по Октябрьской дальше на Тростенецкую и ее вывод в Серебрянку. Вот, например, схема развития рельсовых видов транспорта из генплана 2015 года. До 2020 года продление этой линии должны были сделать.

 



Генеральная схема потенциального развития линий пассажирского рельсового транспорта Минска тоже показывает зеленым пунктиром продление ветки от Октябрьской.

 



А летом 2020-го Мингорисполком утвердил корректировку проекта детального планирования улицы Октябрьской. На первых порах трамвайную линию по ней решено оставить, но впоследствии, кода станут продлевать ветку в Серебрянку, ее должны будут перенести на параллельную улицу Ленина. Когда именно — сроки не называются.

 

Трамвайной линии на Октябрьской в дальних планах нет: ее передвинут на Ленина

 

В 2019 году мэр Минска Анатолий Сивак вспомнил про старую идею запустить скоростной трамвай в Сухарево. Просчитывались варианты, прикидывались расходы, прорабатывался скоростной режим и варианты исполнения на эстакадах или по земле.

Полгода спустя он же реанимировал еще одну идею из Генплана: пустить трамвай, условно, вдоль МКАД.

 

— В генплане — 69 новых километров. Одна очень важная для нас линия, фактически дублирующая кольцевую дорогу, соединит станции метро и все районы вдоль МКАД. Над скоростным трамваем мы уже работаем.

А в январе 2022–го, когда у Минска уже был новый мэр — Владимир Кухарев — он заявил, что никакого скоростного трамвая не будет. «Проект не нашел поддержки у столичной власти. Транспортный вопрос решат с помощью новых станций метро, электробусов и троллейбусов с автономным ходом».

 

— Электротранспорт сегодня в мировом тренде, и Минск активно развивает это направление. Но трамвай не самое удобное и эффективное решение, исходя из затрат. Перспективнее развивать электробусы.

Вообще с 1986 года в Минске не проложено ни одного метра новых трамвайных линий. Их лишь перекладывали на пару метров туда-сюда при реконструкциях да разбирали. В 2015–м, как мы уже отметили, закрыли ветку по Октябрьской. В 2013–м демонтировали разворотное кольцо на углу улиц Якуба Коласа и Волгоградской, причем позже директор по перевозкам трамвайного парка Алла Пенюшкина в интервью газете «Транспортник столицы» признавала, что это ошибочное решение. В августе 2018–го уже упомянутый нами Леонтий Папенок заявил, что демонтируют и трамвайное кольцо на улице Змитрока Бядули на стыке с Козлова. После создания петиции с требованием сохранить кольцо Папенок официально ответил, что кольцо будет сохранено. Оно уцелело.

 

Но вот уже 37 лет трамвайные линии в Минске не получают никакого развития. Меняются только сами вагоны. Появится ли конный трамвай на Октябрьской? Никто не может за это поручиться. Наверное, неспроста глава Ленинского района в одной короткой фразе дважды дал понять, что скоро этой затеи ждать не стоит: «с далеким пристрелом» и «на дальнюю перспективу».

Фото: ransphoto.org, electrotrans.spb.ru, rdnv.me

Открыть полную версию