Закрыть меню

Из Беларуси снова запустят поезда в Польшу? В Гродно заметили странную электричку из-за границы

04.11.2024 в 17:40, Blizko.by

На днях в Гродно заметили странную заграничную электричку. Таких там раньше никогда не было. Причем ее заметили на путях, идущих в сторону Польши. Что это за поезд, как он там оказался и куда поедет дальше? Такие будут ходить по Беларуси? Или в Польшу? Blizko.by разбирался в транспортном вопросе.

 

О чем этот текст:

 

Что и где увидели?

Начнем с конца. В тематическом сообществе «Привет, сей час | железная дорога» 30 октября появилась такая запись:


«Привет, сейчас 10:00, и это красивый московский электропоезд ЭП2Д-017 на станции Гродно. Подобная техника в наших краях бывает редко».

 


Через день на сайте-фотоэнциклопедии о железной дороге TrainFoto появляется еще один снимок этого состава, более качественный композиционно и технически. Снято тоже в Гродно.
 

 

Что это за поезд и как он туда попал?

На второй вопрос ответ очень простой: из Барановичей. Об этом чуть ниже. Пока что расскажем, что это за поезд.


Маркировка ЭП2Д-017 означает: поезд модели ЭП2Д, состав №17. Электропоезд ЭП2Д создан как преемник электричек ЭД4М, которые, в свою очередь, создавали как замену электричкам ЭР2. В Беларуси ходят аналоги этих ЭР2 под именем ЭР9. В общем, ЭП2Д — это такой современный аналог всем привычным синим и зеленым электричкам, которые давно уже устарели. Примерно как уже привычные для Беларуси «Штадлеры», только от другого производителя.


Поезда выпускал Демиховский машиностроительный завод в подмосковной деревне Демихово. Всего было выпущено примерно 2.300 вагонов этой серии, из которых сформировали минимум 237 поездов. Составы этой серии бывают длиной от 2 до 12 вагонов, конкретный поезд №0017, замеченный в Гродно, построен в 11-вагонной конфигурации в июне 2017 года.


В Беларуси такие поезда не использовались. У БЖД таких нет и никогда не было, а РЖД запускает в Минск электрички семейства «Ласточка» — у них обозначение ЭС1П, и строились они на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма.

 

Что необычного в этом поезде? Ну электричка и электричка…

Электричка и электричка, это правда. Но есть одно очень важное отличие. Эта электричка работает только на линиях с постоянным током в 3 киловольта. А все белорусские электропоезда работают от сети переменного тока на 27 киловольт. Пассажирские поезда, которые ездят из Москвы в Минск, меняют электровоз в Вязьме. А «Ласточки» — это двухсистемные электрички, которые умеют ездить и на трех киловольтах «постоянки», и на 27 киловольтах «переменки».


В Беларуси нет электрифицированных железнодорожных линий, по проводам которых шел бы именно постоянный ток на 3 кВ. За исключением двух участков.


Первый — участок от станции Брест до польской границы, там буквально 4 километра до реки Западный Буг. Второй такой участок — как раз в Гродно: она соединяет наш областной центр с польским городом Белосток. Белорусский участок под «постоянкой» составляет около 25 км и включает 8 станций и остановочных пунктов.


Вот фрагмент схемы белорусских железных дорог. Красным и фиолетовым обозначены электрифицированные линии 27 кВ переменного тока, оранжевым — 3 кВ постоянного тока, синие линии — без электрификации.


 

До коронавируса, а затем и санкций по этим двум линиям ходили польские пригородные электропоезда.

 

Так что: поезда снова начнут ходить в Польшу?

Из парочки фотографий, конечно, приятно было бы сделать вывод, что из Беларуси в Польшу снова начнут ходить поезда, причем современные электрички.


Но, к сожалению, этого не будет. По крайней мере, именно с этим поездом.


Дело в том, что поезд этот ездит по рельсам так называемой русской колеи: ширина между рельсами 1.520 мм. А в Польшу идет линия так называемой европейской, или стефенсоновской колеи: 1.435 мм. Польские поезда, приезжавшие в Гродно и Брест, как раз были под европейскую колею. В городе Гродно участок русской колеи, над которым есть электропровода напряжением 3 кВ постоянного тока, тянется в лучшем случае лишь на пару километров — примерно до путепровода под городской улицей. Дальше рельсы расходятся: электрифицированными остаются только пути европейской колеи, куда ЭП2Д-017 заехать не сможет.


Вот польская электричка EN57 едет по рельсам европейской колеи на участке Брузги – Лососно (линия Белосток – Гродно).

 


А вот белорусский дизель ДР1А едет по рельсам широкой колеи в Гродно. Слева видная электрифицированная линия европейской колеи. Далее пути сходятся.

 


Вторая причина в том, что поезд побывал в Гродно совсем по другому «заданию». Нет, он не разведывал путь в Польшу. Он просто проходил испытания, побывав перед этим в Барановичах.

 

Что поезд делал в Барановичах?

В Барановичах поезд проходил капремонт, так называемый КР-1. Сразу напрашивается вопрос: а что, российские электрички больше негде ремонтировать? Если у нас такие никогда не использовались, то зачем их гнать аж в Барановичи? Вероятно, все дело в том, что на российских ремонтных заводах образовались большие очереди на ремонт подвижного состава, и оказалось, что действительно проще и быстрее отправить состав в Беларусь. Тем более что капремонт — это такое мероприятие, которое растягивается на полгода. А поездов ЭП2Д выпустили действительно много и за короткий срок — поэтому у многих составов практически одновременно возникла необходимость в проведении ремонта. Ремонт КР-1 выполнятся после достижения пробега, индивидуального для каждой отдельной серии. Для электропоездов серии ЭП2Д этот пробег составляет 960 тысяч километров.


В комментариях под фотографиями сообщают, что электрички ЭД4М из Подмосковья на капремонт отправляли аж в Красноярск — потому что не было свободных «окошек» на ремзаводах. Так что ремонт «внутрироссийских» электричек в Барановичах — факт удивительный, но вполне объяснимый.


В апреле этого года состав ЭП2Д-017 приехал в Барановичи через Оршу и Минск, будучи прицепленным к локомотиву ВЛ80. Кстати, пару месяцев спустя, в июле, таким же способом на ремонт пригнали еще один аналогичный состав, ЭП2Д-0024.

 


Еще один интересный момент: когда электричку гнали через Минск в Барановичи, на ней отчетливо был виден красный логотип МЦД. Это означает «Московские центральные диаметры» — такая система городских электричек в Москве и пригородах. А на снимках ЭП2Д-017 в Гродно этих логотипов уже не видно. Возможно, ЦППК («Центральная пригородная пассажирская компания», один из многочисленных пассажирских операторов в России и владелец именно этой элктрички) больше не будет выставлять ее на линии МЦД.

 

В Беларуси будут выпускать такие поезда?

Кстати, еще раз о Барановичах. В начале октября делегация от Беларуси встречалась в Москве с генеральным директором российской компании «Трансмашхолдинг». От Беларуси переговоры вели начальник Белорусской железной дороги Валерий Веренич, заместитель председателя Брестского облисполкома Михаил Баценко, председатель Барановичского горисполкома Максим Антонюк. СМИ отмечают, что на встрече обсуждался вопрос об организации в Барановичах сборочного производства моторвагонного железнодорожного подвижного состава. Другим словом — электрички. Пока никаких подробностей нет, и неясно, будут ли это поезда по заказу российской стороны или же для БЖД.

 

Так а в Польшу-то поезда пойдут или нет?

В Польше все еще действуют распоряжения Министерства внутренних дел и премьер-министра о закрытии железнодорожного сообщения с Беларусью из-за пандемии. Это распоряжение бессрочное и будет действовать до отдельного уведомления об отмене. Такого уведомления пока не поступало, хотя некоторые «пандемийные» правила уже и перестали действовать. Но запрет на пассажирские перевозки сохраняется.


Польское издание Rynek Kolejowy в минувшем августе отмечало, что движение по рельсам с Беларусью все еще закрыто. Специальная правительственная межведомственная комиссия должна изучить вопрос возможного восстановления запуска железнодорожного сообщения, но когда это произойдет — неизвестно.

Читайте также:

Открыть полную версию