И этот тренд будет продолжаться, уверен основатель eDriver.by Роман Романчук:
– Во-первых, у нас до конца 2025 года нулевые пошлины на растаможу таких автомобилей. Важный момент и то, что сейчас очень приемлемые цены на электромобили, так как в прошлом и до середины этого года китайские компании активно втянулись в демпинг цен на электромобили. Однако последние 3 месяца мы видим, что цены перестали падать, а где-то, наоборот, выросли из-за подорожавшей логистики (сезон) + некоторые бренды (Li, Zeekr) не хотят продавать на экспорт электромобили по слишком низким ценам. Если говорить о китайских электрокарах, то положительно влияет и курс юаня к доллару. Получается, что за доллары можно купить больше юаней, поэтому из КНР машины будут дешевле.
Кроме того, еще один фактор – это то, что в стране хорошо развивается инфраструктура. К примеру, зарядки электромобилей «Маланка» активно появляются не только в Минске, но и в регионах.
Также в Беларуси построена атомная электростанция. Поэтому правительство и, в частности, Министерство энергетики заинтересованы в развитии сферы электротранспорта, в том числе и для диверсификации зависимости от поставок и цены на нефть.
Если говорить о ценах, то они весьма разные. Роман Романчук отмечает, что среди недорогих электрокаров у белорусов очень популярен такой китайский бренд, как BYD. К примеру, сейчас особенно в такси берут BYD e2. Они будут стоить 17,5-18 тысяч долларов в эквиваленте. По сути, это аналог Geely Emgrand.
Также в этом сегменте можно купить за 18,4 тысячи долларов Dongfeng Honda M-NV. Эксперт подчеркивает, что именно на этот электрокар в 2024 году был бешенный спрос. Это вызвано тем, что за такую цену здесь очень хорошая батарея в размере порядка 60 кВт/ч (у аналогичных BYD - 45кВт/ч), пространство на втором ряду сидений и вместительный багажник.
В целом самые бюджетные модели будут стоить в диапазоне 17,5-21 тысячи долларов.
Средний сегмент уже будет с 22 до 30 тысяч долларов. Здесь хорошим спросом пользуются BYD Yuan Plus, Volkswagen ID.4 в Pure, Pure+ (базовых) комплектациях. Ближе к 30 тысячам долларов белорусы охотно покупают более «жирные» по комплектациям Volkswagen ID.4 Pro, Nissan Ariya 600 Plus и с батареями 81-90кВт\ч.
За 30-37 тысяч долларов можно купить электрокары с аналогичными батареями, но более приятными (ближе к премиальному классу) отделками салона и дополнительными опциями. В этом сегменте весьма популярна такая модель, как Voyah Free 2024 и Voyah Free 318, также BYD Song L, BYD Sea Lion (новая модель), Zeekr X.
От 39 тысяч и выше идет уже премиум-сегмент. Из самого начального премиума можно выделить LiXiang L6 PRO, а также Zeekr 001 WE, Denza N7 (коллаборация BYD и Mercedes). Дальше уже идут более дорогие комплектации вышеупомянутых машин, машины покрупнее (LiXiang L7, L9) или более редкие бренды уровня между премиум и лакшери (HiPhi Z, Aito M9, Yang Wang u8, Denza Z9 GT). Их стоимость составит от 50 тысяч и смело может перевалить за 100 тысяч.
Добавим и то, что очень важный момент в стоимости электромобиля – его батарея, которая занимает до 50% от цены всего электрокара.
А что с машинами с пробегом?
Эксперт отмечает, что не советовал бы брать бэушные автомобили. Так как они стоят несильно дешевле, но их качество подтвердить сложно. Поэтому есть большие риски при покупке.
В целом, электромобили становятся все более популярными благодаря своим многочисленным преимуществам. Во-первых, они экологичны: не выделяют выхлопных газов, что помогает снизить уровень загрязнения воздуха. Во-вторых, зарядка электромобиля часто обходится дешевле, чем покупка бензина или дизельного топлива.
Современные электрокары оснащены инновационными технологиями, включая системы безопасности, различные ассистенты и даже автопилот (который пока не работает у нас), продвинутые функции мультимедиа, что делает вождение более комфортным и безопасным.