Blizko.by решил посмотреть, как сложился уходящий год для белорусской авиации. В условиях санкций самолеты все равно остались тем транспортом, который позволяет попасть в намного больше стран, чем поезда и автобусы. Появляются новые рейсы, а пассажиров становится больше.
На днях заместитель начальника Минского аэродромного диспетчерского центра Андрей Наливайко рассказал журналистам:
— Через Беларусь совершается чуть более 100 полетов в сутки – 120-130. Но это цифра не постоянная. Середина недели всегда проседает, а в выходные дни и праздники число рейсов увеличивается, в том числе за счет чартерных.
А сколько их было раньше? На порядок больше, то есть — в десять раз. Да-да, в десять раз.
Транзит – основная статья, на которой зарабатывает «Белаэронавигация». Объем этих заработков можно оценить по статистике. За весь 2019 год она обслужила 325 тысяч самолетов — в среднем получается 904 рейса в день, а в отдельные дни доходило до 1.300 рейсов в сутки.
По словам тогдашнего директора Департамента по авиации Минтранса Артема Сикорского, к ноябрю 2021-го года упущенная выгода белорусской авиации достигла 10 миллионов долларов в месяц (или 120 миллионов в год). «Упущенная выгода состоит из некоторых элементов. Это связано и с облетом, и с потерей рынка», — говорил он. Сейчас же, когда рейсов стало еще меньше, чем два года назад, потери для авиаотрасли должны быть еще больше.
Несмотря на то, что «флайтрадары» нередко показывают ноль самолетов над Беларусью, за этот год открылось несколько новых рейсов. Удалось даже «раскатать» маршрут, который два десятилетия не могли сделать достаточно регулярным.
Обо всем по порядку.
Национальный перевозчик «Белавиа» в этом году открыл и переоткрыл сразу несколько новых рейсов. Из заново открытых — Мурманск. Туда летали в 1993-1997 годах, в последние годы рейс туда активно обсуждали, но возобновление полетов состоялось только 23 мая этого года. Однако рейс не продержался долго: после 10 октября туда летать уже перестали.
С марта «Белавиа» начала выполнять чартерные рейсы в Доху (Катар), а потом, после летнего перерыва, снова возобновила их в октябре. И пусть это не регулярное направление (просто так, без тура, билет не купишь), возможность побывать в новой стране с прямым вылетом из Минска белорусы оценили: полетная программа запланирована до конца марта 2024 года с перспективой ее дальнейшего продления.
И, наконец, во всех смыслах новый рейс в Дели (Нью-Дели): туда начали летать с 11 августа этого года. Пожалуй, самый дальний прямой рейс «Белавиа».
Что до других перевозчиков, то здесь следует отметить рейс авиакомпании Mahan Air в Тегеран (Иран). Он планировался как регулярный, но был выполнен всего один, после чего компания удалилась в борьбу с бумажными препятствиями в виде сложнополучаемых виз. Так что 18 апреля 2023 года стал как днем старта, так и днем прекращения полетов. Blizko.by подробно рассказывал об этом рейсе и очень интересной цене билетов.
Азербайджанская авиакомпания AZAL возобновила рейсы из Минска в Баку, которых не было пять лет. И вот со 2 октября снова начали летать, причем любопытно, что на первый рейс поставили самолет в ливрее Buta Airways (бюджетное подразделение AZAL).
В последние пару лет рейсы из Минска в Европу — невидаль, но буквально на днях (22 декабря) появился как раз такой, формально европейский регулярный авиарейс. Образованная только в прошлом году турецкая авиакомпания Southwind Airlines начала летать из Минска в Стамбул. Поскольку новый аэропорт Стамбула находится в европейской части города, то можно утверждать, что да, это новый рейс в европейскую страну (хотя при этом стамбульский аэропорт почти на целый градус восточнее минского, о как). Интересно то, что у турецкой компании самолет находится в пути всего 3,5 часа (летит над странами Европы), в то время как рейсы «Белавиа» длятся на полтора часа дольше (облетают над Россией).
Еще был странный и тоже одиночный рейс компании UTair. Вплоть до января прошлого, 2022 года ее самолеты летали из Минска в Москву (Внуково), но потом полеты прекратились. И вот в этом году вдруг был выполнен рейс 1 июня. Причем, в отличие от других подобных разовых рейсов (например, полет спортивной команды или делегации), на этот рейс продавали билеты.
Российские авиакомпании «распечатали» сразу несколько рейсов в российские же, конечно, города. Компания Nordwind Airlines раньше уже летала в Беларусь, причем не только в Минск (еще в Гомель и Гродно). В этом году они начали летать в Нижний Новгород. Этот рейс анонсировали еще с мая 2021-го, но в итоге первый рейс состоялся лишь 2 марта 2023-го. А со 2 апреля начали летать в Пермь. Оба рейса выполняются совместно с аффилированной компанией PegasFly/«Икар».
Эта же PegasFly/«Икар» запустила с 19 июля авиарейсы в Псков, но буквально через два месяца полеты прекратились.
Авиакомпания Red Wings, ранее не летавшая в Беларусь, тоже открыла два рейса: в Уфу (с 6 марта) и в Самару (с 18 ноября).
Наконец, российская компания «Северсталь»: в придачу к уже существующему рейсу в Череповец добавились полеты в Калугу. Про это мы тоже подробно рассказывали.
Одно из самых значительных открытий этого года — рейсы из Гомеля в Москву. Blizko.by подробно рассказывал: с 29 октября трижды в неделю «Белавиа» начинает летать из Гомеля в самый ближний к Москве аэропорт — Внуково.
За последние два десятка лет было всего 5 попыток наладить регулярные авиарейсы в Москву, причем три из них случились в 2005–2009 годах, а потом был перерыв почти в десять лет. И все эти рейсы продержались от нескольких дней до нескольких месяцев, максимум был полгода в 2005-2006.
Мы проверяли наличие билетов и получили такую картину. В один конец: тариф «Промо» — 87 рублей (25 евро), «Лайт» — 153 рубля (44 евро), «Смарт» — 208 рублей (60 евро), «Флекс» — 708 рублей (205 евро), «Бизнес» — 1.503 рубля (435 евро). Но это было в сентябре, а сейчас самые дешевые билеты на любую дату находятся лишь по 155 рублей (44 евро).
«Белавиа» стартовала с трех полетов в неделю, потом их стало четыре, а сейчас — уже и пять раз в неделю (пн, вт, чт, пт, вс). Похоже, рейс действительно удалось «раскатать».
Как мы уже отметили, несколько рейсов, которые в этом году открылись, в этом же и закрылись. Это Мурманск («Белавиа»), Псков (PegasFly/«Икар»), Тегеран (Mahan Air). Рейсов, которые бы открылись в предыдущие годы, а закрылись в этом, не было.
Кроме того, «Белавиа» заявила об открытии рейса в Абу-Даби, началась продажа билетов, но в день первого предполагаемого рейса (3 октября) компания объявила об отмене программы, ни один регулярный рейс в этот город ОАЭ выполнен не был.
«Уральские авиалинии» с весны этого года обещали начать летать в Екатеринбург и Пермь, но рейсы так и не стартовали.
В последние годы национальный аэропорт Минск и компания «Белавиа» не делятся точной статистикой по перевезенным пассажирам. Известно, что в 2022-м «Белавиа» перевезла примерно 1,6 миллиона пассажиров, а через все белорусские аэропорты «Минск» прошло 2,1 миллиона пассажиров.
Недавно гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец рассказал:
— Авиакомпания закончит год, увеличив количество пассажиров примерно на 7-8%.
Значит, стоит ожидать, что число пассажиров компании составит около 1,7 миллиона человек. Рекорд авиакомпания поставила в 2019-м: чуточку более 4 миллионов пассажиров.
Что до аэропорта Минск, то известно, что за 10 месяцев этого года воздушная гавань обслужила 2.120.128 пассажиров. Сообщалось, что «по прогнозным итоговым показателям за 2023 год аэропорт планирует приблизиться к отметке в 2,5 миллиона обслуженных пассажиров». Здесь рекорд тоже был в 2019-м: 5.101.766 пассажиров.
Пока что из более-менее твердых планов можно рассказать вот о чем.
С 16 января обещают рейсы китайской авиакомпании в южную провинцию Хайнань, город Санья. Объявили, что это будет перевозчик Beijing Capital Airlines и самолет Airbus A330-300, который вмещает 303 пассажира, а рейсы будут по вторникам и субботам. Причем туристам продадут как просто билет на самолет, так и целый тур. Сейчас, за три недели до обещанного старта рейсов, на сайте авиакомпании нет никаких билетов в Минск. В сезонном расписании на сайте аэропорта тоже никаких новых китайских городов.
А в мае обещали возобновить рейс в Минеральные Воды, но потом последовало уточнение: рейсы начинаются уже с 13 января, и билеты уже есть в продаже на сайте перевозчика «Азимут» по цене от 2.851 российского рубля (28 евро) в один конец.
Плюс ожидаем, когда исполнятся надежды и обещания прежних лет.
Почти два года назад, в январе 2022–го, директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко говорил:
— Сейчас в том числе обсуждаются условия таких рейсов в Минск с российскими перевозчиками: авиакомпанией «Азимут» — из Уфы, Пскова и других городов; авиакомпанией «Смартавиа» — из Мурманска, Сочи, Самары, Санкт-Петербурга; «РусЛайн» — из Пскова, Воронежа и других городов; «Ред Вингс» — из Екатеринбурга; «Алроса» — из Москвы, Красноярска.
В сентябре прошлого года все тот же Вячеслав Хоронеко рассказывал:
— Ждем возвращения крупнейшей российской авиакомпании «Азимут», которая сможет доставлять белорусов в Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды. Интересные направления — Пермь, Казань, Астрахань. Хотим запустить самолеты из Минска в Венесуэлу с посадкой на Кубе, что заинтересует туристов. Проявила интерес к организации чартерных рейсов авиакомпания из Вьетнама, которая могла бы расширить для белорусских туристов возможности путешествий на популярные курорты.
Весной Минтранс сообщал, что «Белавиа» изучает перспективы открытия рейсов в Челябинск, Махачкалу и Мурманск; а «Азимут» планирует летать в Минск из Уфы и Калининграда.
Из очень смутных планов, озвученных в этом году, известно, что планируется (неизвестно когда и чьими силами) запустить авиарейсы в российские Ижевск, Кемерово, Махачкалу, Саранск, Челябинск и Элисту. А из «дальней дуги» — в Бангкок/Пхукет и на Шри-Ланку.
Читайте также:
Фото на обложке: fisher-y.livejournal.com