Новый взгляд на решение транспортных проблем.
Города все чаще сталкиваются с перегруженностью магистралей. Когда автомобили почти целиком занимают пространство, улица перестает работать как часть городской среды и превращается в транспортный коридор. Расширение дорог дает лишь временный эффект – новые полосы привлекают дополнительный трафик. Поэтому внимание муниципальных властей все чаще направлено на альтернативные решения. Одно из таких – система «второго уровня» uST.
Урбанист Михаил Давыдик оценил первый коммерческий проект струнного транспорта «Юнилайт». Эксперт проехал на рельсовом беспилотнике в экопарке «Акварель» и рассказал, как надземный маршрут влияет на архитектуру города.
«Юнилайт» – это транспортно-инфраструктурный комплекс, который состоит из рельсо-струнной эстакады, пассажирских станций и электромобиля на стальных колесах. Километровая линия в экопарке проходит над лесом, коттеджной застройкой и водоемами. Поддерживают трассу легкие опоры с пролетами до 250 м. Маршрут четко вписался в структуру экопарка: без вырубки деревьев и зачистки территории. Проект разработан компанией Unitsky String Technologies Inc.
– Во время поездки над землей по-другому начинаешь видеть пространство, – отмечает Михаил. – Улица перестает быть исключительно дорогой для машин. Она возвращается людям, становясь тише, свободнее, структурнее.
Как может быть устроен город, если транспорт не отнимает у людей улицу
По словам эксперта, это особенно важно, потому что город не может бесконечно отдавать пространство под полосы и развязки. Чем шире магистраль, тем больше машин она привлекает. Через несколько лет на ней снова пробки. Менять нужно не ширину улиц, а саму структуру перемещений.
Менять нужно не ширину улиц, а саму структуру перемещений
Исследования показывают: эффективной становится модель, при которой от 60 % городских поездок совершается на общественном транспорте. Такого показателя можно достичь, если сделать путь от дома до работы на городских линиях быстрее и комфортнее, чем на личном автомобиле.
Мировой опыт показывает: второй уровень действительно разгружает города. Один из ярких примеров – линия 15 в Сан-Паулу. Монорельс проходит через несколько районов мегаполиса и работает независимо от дорожной обстановки. Но конструкция выглядит массивной и заметно меняет визуальный облик улиц.
Михаил Давыдик подчеркивает, что у каждого вида внеуличного транспорта своя роль. Монорельс хорошо работает там, где его функции совпадают с задачами района:
– Во многих странах он обслуживает аэропорты или отдельные участки города десятилетиями. Московский опыт, например, показывает обратную ситуацию: технология сама по себе жизнеспособна, но не стала частью транспортной сети, потому что не совпала с реальными потребностями города.
Канатные дороги – еще один распространенный транспорт «второго уровня». Специалист отмечает, что они отлично преодолевают сложный рельеф и водные преграды, создают быстрые связи там, где наземные решения невозможны. Однако в городской структуре их ограничивает пропускная способность и стоимость строительства. Это хороший пример точечного решения, но не универсального.
Поездка на юнилайте напоминает полет птицы: ты двигаешься свободно и видишь пространство целиком
– Именно в таком многообразии подходов, – подчеркивает урбанист, – хорошо видна особенность струнного транспорта. Он может быть легким, как «Юнилайт» в экопарке, или более производительным, если это требуется для решения логистической задачи. Его конфигурация изменяется, а вмешательство в городскую среду остается минимальным. Поездка на юнилайте напоминает полет птицы: ты двигаешься свободно и видишь пространство целиком. Понимаешь, как может быть устроен город, если транспорт не отнимает у людей улицу.
Именно архитектурная деликатность делает струнный транспорт перспективным для мегаполисов. Хотя в плотно застроенных районах вроде Каменной Горки в Минске, где поток в часы пик огромный, потребуются более вместительные рельсовые беспилотники, чем юнилайт в экопарке.
Для исторических территорий важно сохранять визуальный контекст, и технология uST дает возможность интегрировать линию без давления на архитектуру. А на природных территориях, например в Ботаническом саду, струнный маршрут мог бы обеспечить доступность без вмешательства в ландшафт.
Когда движение поднимается на второй уровень, улица перестает быть заложницей трафика
– Привычка смотреть на город глазами автомобилиста подстраивает его под нужды машин, – говорит Михаил Давыдик. – Когда движение поднимается на второй уровень, улица перестает быть заложницей трафика, а пространство вновь начинает служить людям. Это меняет восприятие города целиком и делает планировочные решения более осмысленными.
В итоге городская среда становится комфортным пространством для жизни, а не бесконечным коридором для автомобилей. Там, где наземные решения оказываются исчерпаны, надземные технологии могут помочь мегаполисам развиваться структурно, сохраняя их архитектурный облик.