Луи де Фюнес — известный французский актер испанского происхождения, который запомнился зрителям исключительно как актер-комик. Ну не мог он играть каких-то серьезных драматических персонажей. Или мог? Blizko.by разбирался вместе с CINEVOKA.
Этой весной CINEVOKA — проект по озвучиванию мирового кино на белорусский язык — пополняет свою коллекцию сразу десятком новинок. Специально к Международному дню смеха выходят первая и вторая часть знаменитой серии комедийных фильмов о жандарме из курортного городка — «Жандар з Сан-Трапэ» и «Жандар у Нью-Ёрку». Доступ – по подписке «Все включено».
Луи пришел в кинематограф сравнительно поздно — уже за тридцать — но за оставшиеся 36 лет жизни снялся в таком количестве фильмов у разных режиссеров, что хватило бы на пару-тройку других киноактеров.
Луи де Фюнес родился в 1914 году в семье выходцев из Испании; в юности изучал игру на фортепиано и в итоге стал пианистом. Во время второй мировой войны он работал учителем в музыкальной школе, и только с наступлением мирного времени, отучившись на актерских курсах, попал на большой экран.
Зрители первого фильма актера — «Барбизонское искушение» 1946 года — практически не заметили Фюнеса. Ему досталась крошечная роль портье в кабаре, но не досталось букв в титрах.
За последующие десять лет Луи де Фюнес сыграл в сотне (!) кинолент — ему, в основном, все так же предлагали эпизодические роли, но и в них он находил время, чтобы проявить свои знаменитые ужимки, которыми прославится значительно позже. Работник поезда в «Последнем пристанище», частный детектив в «Легко и коротко одета», фотограф в «Спальне старшеклассниц», гангстер в «Короле трепа», вор в ленте «Жизнь — игра», журналист в «Некоем господине», портной в «Рыцаре ночи», комиссар полиции в «Корсарах Булонского леса», садовник в «Тайне Элен Маримон»…
Впрочем, чем дальше, тем чаще он проявлял себя и в комедийных ролях и фильмах. Например, в комедии «Его величество мсье Дюпон» он играет священника, в ленте «Мой братишка из Сенегала» — доктора, а в комедии «Апрельская рыбка» с Бурвилем ему досталась характерная роль егеря — в своей спецовке и фуражке усатый Фюнес здоровски смахивает на известного водопроводчика Марио из более поздней компьютерной игры.
Кажется, за это десятилетие актер перепробует все известные жанры. Снимается и в драмах («Муки»), и в детективах («Интриганки»), и даже в очень фривольных фильмах. Например, «Ах! Эти прекрасные вакханки» (1954) — по сути, комедия-мюзикл. Здесь Фюнес играет одну из заглавных ролей — комиссара полиции Лебёфа, который озабочен падением нравов в стране. Он отправляется на расследование в кабаре — и оказывается среди десятков полуобнаженных красоток-танцовщиц. И, как выяснилось, все это ему очень даже нравится… В Финляндии фильм запретили к показу из-за обилия откровенных сцен.
Многие фильмы этой поры стали популярными лишь после того, как популярным стал сам де Фюнес. Несмотря не то, что в первое послевоенное десятилетие Луи де Фюнес иногда получает главные роли в фильмах, некоторые киноведы считают, что только после выхода картины «Не пойман — не вор» (1958) Фюнес, что называется, проснулся знаменитым. Фильм рассказывает про торговца грибами, а по совместительству браконьера Блеро, который попал в детективную историю и оказался замешан в нападении на жандарма.
Фюнес набирает огромную популярность и в СССР, хотя на русский картину дублировали только через два года после выхода. При этом ленты с Фюнесом демонстрировались советскому зрителю и ранее: одним из первых, если не первым таким дублированным кинофильмом с его участием является «Папа, мама, служанка и я» (1954). Ранние его фильмы дублировали Евгений Весник и Михаил Черняк, но многие зрители считают, что самый «правильный» его голос — в исполнении Михаила Глузского и Владимира Кенигсона, которые озвучивали актера в 60-70-х.
Фюнес стал мастером пантомимы и гением характерных ролей, гротескно изображая разные чувства. Если ему сообщали неожиданную новость — то зритель словно видит несуществующий обух топора, который ударяет актера по голове, — так живо он реагирует. Гнев, удивление, радость, коварство, печаль, — кажется, из распечатанных скриншотов из его фильмов можно составить целую энциклопедию в картинках для дошколят, показывающую все оттенки человеческого состояния.
В 1964 году выходят сразу два фильма с участием де Фюнеса, которые положили начало мини-сериалам, полюбившимся во всем мире.
Первый — фильм Жана Жиро «Жандарм из Сен-Тропе». Может показаться, что роль жандарма затмила все остальные роли Луи де Фюнеса, потому что в общей сложности он снялся в шести лентах, которые выходили на протяжении долгих восемнадцати лет.
Жандарм Людовик Крюшо, ретивый служака и поборник морали, озабочен двумя проблемами: преступностью в городе и нравами своей дочери Николь. Причем преступники в последнее время тоже стали нарушать нравственные законы: на пляжах города завелось полно нудистов, что, конечно, совершенно недопустимо. А тут еще и дочь ввязывается в сомнительные аферы и похищение картины Рембрандта, и безумная монашка сестра Клотильда на своем лихом «Ситроене» все время оказывается в нужное время в нужном месте. Но, конечно, в комедии все хорошо кончается, и завершается фильм парадом жандармерии под музыку, впоследствии это станет традиционным финалом для всех серий про жандарма.
На волне популярности в 1965-м выходит вторая часть фильма — «Жандарм в Нью-Йорке» — на этот раз вся жандармерия отправляется за океан.
И лишь через три года, в 1968-м, выходит третий фильм — «Жандарм женится» (чем были наполнены эти три года, а также другие годы между выходом серий, скажем чуть ниже). Все фильмы этого мини-сериала строятся примерно по одной схеме: Крюшо сам себе создает ворох трудностей, которые потом мужественно преодолевает с помощью других жандармов, собственных жены и дочери и монашки, конечно же. В 1970-м выходит четвертая часть — «Жандарм на прогулке», музыкальную тему Раймона Лефевра из которой и сейчас, 55 лет спустя, легко напоет любой, кто хоть раз видел кино про жандарма. Эта мелодия, кстати, повторится и в последней части о жандармах.
Затем последовал очень долгий перерыв, и только в 1979-м выходит пятая лента — «Жандарм и инопланетяне» (сценаристом выступил сам актер). В 1975-м Луи де Фюнес перенес два инфаркта, поэтому все съемки после того года давались ему с трудом, он старался проводить на съемочной площадке ограниченное время. Наконец, в 1982-м выходит последняя, шестая часть — «Жандарм и жандарметки». Все те же приключения, все та же безумная монашка Клотильда, успевшая стать настоятельницей монастыря, все тот же парад в конце фильма, — казалось, впереди нас ждет еще не одна серия приключений хитрого и непутевого, но бесконечно доброго жандарма. Но во время съемок шестой части умер режиссер Жан Жиро, а через полгода и сам Луи де Фюнес. Советские зрители этот фильм так и не увидели: говорят, из-за каких-то откровенных сцен, хотя в ленте нет никакой обнаженки. Так что последнюю серию смотрели уже не советские, а постсоветские зрители.
Возвращаясь к 1964-му: вторым в том году вышел фильм Андре Юнебеля «Фантомас» по одноименному детективу Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Его съемки начались уже после того, как первый «Жандарм…» вышел на экраны, и выбор де Фюнеса на главную роль в немалой степени был продиктован именно успехом похождений нерадивых полицейских курортного городка. В трех десятках оригинальных романов начала века Фантомас — гений преступного мира, комиссар Жюв — умный и хладнокровный полицейский, а Фандор — мужественный журналист, помогающий комиссару в поимке преступника. В комедии Юнебеля эта формула осталась верной на две трети: с той лишь разницей, что Жюв теперь — недотепа, глупец с непомерными амбициями и балаганный скоморох в одном костюме (и порой с тремя руками). Причем многие свои шуточки и приемчики с ужимками де Фюнес сочинял прямо во время съемок, чем сильно раздражал Жана Маре (он играл и Фандора, и Фантомаса), сторонника исполнять роль строго по сценарию. Кстати, как и Маре, де Фюнес самостоятельно выполнял в фильме некоторые трюки — в частности, в последней сцене погони он лично прыгает с моста на паровоз.
В следующем году выходит продолжение — «Фантомас разбушевался» — с неизменными играми в переодевания и знаменитым срывом масок. Еще через год, в 1966-м, в прокате третья часть — «Фантомас против Скотланд-Ярда», где герои переместились в Англию. Эта последняя часть в кинотеатрах оказалась не столь популярной, как первые две, и продолжений решили больше не снимать. Хотя первоначально нацеливались на 10 или даже 12 фильмов, причем в четвертом, по некоторым сведениям, сюжет должен был разворачиваться в Москве.
«Фантомас», все три серии, приобрел огромнейшую популярность в СССР, став причиной появления разномастных банд «фантомасов» разной степени серьезности. Даже один из «Денискиных рассказов» так и называется — «Фантомас», и посвящен как раз распространению этой мальчишечьей фантомасовой болезни. А выражение «Фантомас разбушевался» стало своего рода крылатой фразой, которой описывают человека, не в меру разошедшегося в своем гневе.
Между «Жандармами» и «Фантомасами» Луи де Фюнес снимается еще почти в двух десятках фильмов. В 1965-69 годах он изображает директора интерната в «Больших каникулах», директора верфи в «Маленьком купальщике», ресторатора в «Ресторане господина Септима» и гостя из прошлого, пролежавшего 65 лет во льду, в «Замороженном». Вместе со своим сыном Оливье он торчит над пропастью в дорожной комедии «На древо взгромоздясь» (это был уже шестой фильм, где играли одновременно отец и сын де Фюнесы); на пару с комиком Бурвилем играет в роуд-муви «Разиня» и военной комедии «Большая прогулка»; а в ленте «Крылышко или ножка», где изображает ресторанного критика, сошелся с еще одним известным комиком — Колюшем. А те, кто уже и не припомнит сюжета «Приключений раввина Якова», все равно вспоминают зажигательный танец, который исполняет фюнесовский герой, ревностный католик Пивер, переодетый в иудейского ортодокса.
Может показаться, что при такой экранной плодовитости Луи де Фюнес буквально не покидал съемочных павильонов и киностудий, но на самом деле он много играл еще и в театре. Например, в пьесе «Вальс тореадоров» в Театре Елисейских Полей («Ла Комеди де Шанз-Элизе») он сыграл главную роль — генерала — 198 раз, и лишь запрет врача помешал довести это число до двухсот. А заглавную роль Бертрана Барнье в пьесе «Оскар» де Фюнес играет пять раз: четырежды (1959, 1961, 1971 и 1972) — в разных постановках в театре (в частности, в Театре Порт-Сен-Мартен и Театре Пале-Рояль), плюс в одноименном фильме Эдуара Молинаро в 1967-м. По приглашению Клод Помпиду, жены президента Жоржа Помпиду, спектакль также ставят в Елисейском дворце.
Еще один пример переноса пьесы со сцены в кинопавильон — спектакль «Без церемоний» 1952 года, который продержался на подмостках лишь шесть недель. Критики разгромили постановку, отметив, впрочем, отличную игру Луи де Фюнеса, которому досталась небольшая роль камердинера. В 1963 уже известный нам кинорежиссер Жан Жиро снимает по пьесе фильм «Пик-Пик», где Фюнес играет уже главную роль биржевого брокера Леонара Монестье.
По обыкновению, де Фюнес и в театре много импровизировал, из-за чего его спектакли нередко оканчивались за полночь.
Луи де Фюнес чуть более чем за тридцать лет кинокарьеры сыграл в полутора сотнях фильмов, выступил сценаристом шести из них, а в фильме «Скупой» (1980) стал одновременно сценаристом, режиссером и актером главной роли.