Закрыть меню

Немецкая урбанистка – о том, как сделать Минск удобнее для женщин

16.12.2019 в 10:43, Blizko.by

В конце ноября Минская урбанистическая платформа организовала конференцию по созданию доступной для всех городской среды. Одной из лекторов стала Лидевий Туммерс, научная сотрудница отдела планирования и архитектурной социологии Ганноверского университета. Госпожа Туммерс рассказала участникам встречи про так называемое инклюзивное строительство, призванное сделать город максимально доступным, а также про то, какую роль в этой сфере играют вопросы гендера, то есть пола. Корреспонденту Blizko.by удалось пообщаться с урбанисткой в кулуарах конференции.

 
 - Что представляет собой инклюзивное строительство?
 
 - Это очень широкий вопрос. Создание инклюзивной городской среды касается всех сфер жизни, и основная цель такой среды – дать возможность всем жителям города быть активными горожанами, брать на себя контроль за собственную жизнь. Я сама инженер, и в данной сфере инженеры как раз работают над тем, чтобы дать возможность людям в городском пространстве использовать свой потенциал по максимуму.
 
 - Ваша презентация касалась гендерных вопросов в инклюзивном строительстве. Насколько они важны в этой сфере?
 
 - Они не стоят на первом месте, но гендер во многих обществах является важным организационным принципом. Например, существует разница в зарплате, когда женщины получают за одну и ту же работу меньшее вознаграждение, чем мужчины. Это означает, что у женщин остается меньше денег на обустройство дома, транспорт. То есть они располагают меньшим количеством средств, которые можно потратить на городские ресурсы. 
 
 - Можете ли вы привести какой-то пример того, как на самом деле гендерные вопросы касаются строительства?
 
 Если мы посмотрим на статистику, оказывается, что женщины на самом деле чаще подвергаются нападениям не на улице, а внутри строений, дома. И поэтому именно мужчинам стоит бояться общественного пространства, потому что для них такие пространства наиболее опасны. Можно видеть, что для женщин ограничено использование городского пространства. А ограничителем выступает идея о том, что женщины должны бояться – темноты, парков и так далее.
 
 
 - То есть вы считаете, что бояться не стоит?
 
 - Я не знаю, у меня нет точной информации по ситуации в Минске. Вообще интересно, доступна ли по этому вопросу хоть какая-то информация? Ведь еще одна связанная с гендером проблема заключается в том, что в статистике по использованию транспорта, спортивных объектов, объектов здравоохранения далеко не всегда используется характеристика гендера. Поэтому мы не можем ответить на вопрос о том, насколько женщины подвергаются опасности, а это очень важный вопрос. Потому что если мы заставляем женщин бояться без причины, это стоит прекратить, чтобы женщины могли выходить из дома в любое время. Такую возможность важно иметь, ведь  представительницы многих профессий – водители автобуса, медсестры и так далее – нередко начинают или заканчивают рабочую смену в вечернее или ночное время. И если мы хотим, чтобы в будущем, учитывая старение населения, у нас было достаточно сотрудников в здравоохранении, сфере общественного транспорта и так далее, проблему необходимо решать. Иногда это можно сделать при помощи лучшего планирования городского пространства, создания альтернативных маршрутов, улучшения освещения улиц. Такой вклад городское планирование может внести, но мы не способны заставить людей перестать быть преступниками. Это задача психологии и социологии.
 
 - Каким вы видите решение проблем инклюзивного строительства? Оно должно начинаться с теории и статистических исследований или с практических действий?
 
 - Думаю, важны обе составляющие, и они подпитывают друг друга. В строительном секторе есть одна важная проблема: те люди, которые строят здание – это не те, кто будет его использовать. В процессе строительства вам важно сделать прибыль максимальной, но, когда вы используете здание, вам важнее сделать максимальным качество. Получается конфликт интересов, который необходимо преодолеть. Этого можно добиться, увеличив участие конечных пользователей в процессе строительства, а также увеличив ответственность строительных организаций за конечный результат.
 
 - Каково ваше впечатление от Минска? Многое ли нам предстоит сделать для соблюдения норм инклюзивного строительства?
 
 - Точно сказать не могу, потому что у меня мало информации, но кое-что я заметила. Мне кажется, что у вас очень хороший общественный транспорт, и это мы можем у вас перенять. И он широко используется, а это указывает на его продуманность. Конечно, всегда возможны какие-то улучшения, но я думаю, что общественный транспорт очень важен для города.
Перед моим приездом мне рассказали, что Минск – компактный город. Но если вы проедете по самым крупным улицам, у вас возникнет совсем другое впечатление. Минск не выглядит компактным, и мне интересно понять, что же вы подразумеваете под компактностью.
 
Фото: greenbelarus.info, pixabay.com
 
Надежда Филипчик 
Близкие Новости
 
Открыть полную версию