Закрыть меню

Минск уже готовят к новым станциям метро. Где они будут и что делают на их месте?

03.10.2023 в 19:42, Blizko.by

Вы могли видеть работы.

 
Если сани нужно готовить летом,  а телегу – осенью, то метро строить, а к новым станциям – готовиться. По такому практичному принципу работают в Минске. Пока участок Зеленолужской линии в сторону Автоваза еще достраивают, город уже готовят к новому отрезку. Разбираемся, что делают для новых станций, и как они изменят столичную подземку.
 

Каких станций ждать?

Сейчас третья линия метро (та самая зеленая ветка) насчитывает четыре станции, открытых 6 ноября 2020 года:
Следующий участок продлит линию до выезда из Минска в слуцком направлении. Три новые станции обещают сдать в конце 2024 года (сроки уже не раз переносили, поэтому новый сдвиг исключать нельзя):
Затем линию пустят в сторону Зеленого Луга. На четырехкилометровом участке расположатся четыре станции:
Введение в строй этого участка позволит без пересадок добраться от Автоваза до площади Бангалор с помощью подземки. А Зеленый Луг с Курасовщиной соединят три крайние станции:
Но сейчас поговорим о станциях от «Профсоюзной» до «Парка Дружбы народов». 
 

Что происходит на месте станций третьей очереди?

Отрезок от «Аэродромной» до «Слуцкого гостинца» еще ждет окончания строительства, а Минск уже готовят к следующим четырем станциям. Сайт SB.BY 30 сентября написал, что «специалисты уже приступили к строительству следующего участка третьей линии». Эта формулировка будет слишком громкой – скорее, пока что идут подготовительные работы. Что делают?
 
Еще во второй половине весны рабочие появились в районе площади Бангалор. Там готовят территорию для  тоннелепроходческого механизированного комплекса «Алеся» (эта громадина роет тоннели для подземки). Специалисты перекладывают тепловые сети, ливневую и хозбытовую канализации, кабели электроснабжения и газопроводов, линий связи, освобождают место под строительство котлованов.
 
 
Участок называют непростым, поскольку в застройке советских времен немало неучтенных инженерных сетей. Тажке грунтовые воды залегают всего на 2,5 – 3 метрах – этот уровень на нескольких объектах нужно снизить.
 
Кореспондент Blizko.by 2 октября побывал в этом районе и сообщил, что строительство затронуло как саму площадь Бангалор, известную своей загруженностью и частыми ДТП, так и прилегающую территорию: улицы Сурганова (в районе ТЦ «Европа»), Богдановича, перекресток Богдановича – Кульман, парк Дружбы народов.
 
А 3 октября мы прошли отрезок от будущей станции «Парк Дружбы народов» до уже существующей «Юбилейной площади». Возле будущей «Комаровской» заметили спецтехнику. На улице Богдановича, около «Матрешки», обновляют тротуарную плитку, что, конечно, не имеет отношения к метро. В отличие от стопки труб, ожидающих своей участи на земле, и характерных ям. Готовятся к обновлению инженерных сетей? 
 
 
 
Часть здания по улице Веры Хоружей, 25 корпус 1 – по диагонали от «Матрешки» – мирно ждет снос. Это строение повидало много арендаторов – минчане могут помнить его по магазину «Оранжевый верблюд» и штабам различных политических организаций, последней из которых был Круглый стол демократических сил Юрия Воскресенского
 
 
 
Надпись над входом в бывший магазин «Санта» предупреждает, что он уже закрыт. Объявление у «Острова чистоты» гласит, что с 12 августа его нужно искать в новом месте.
 
 
А над входом канувшего в лету фирменного магазина стеклозавода «Неман» еще остались следы предупреждения об открытии. 
 
 
Все входы закрыты, и никакой активности около здания нет. Интересно, сколько еще ему доведется просуществовать?
 
Пока не исчез с лица земли дом по улице Машерова, 36. Вы могли его видеть: в августе многие белорусские медиа облетели фото из разрушенных квартир (корреспондент Blizko.by, кстати, побывал там первым). Сейчас ситуация немного изменилась. 
 
В центре Минска разбирают здания для строительства 3-й линии метро. Смотрите, как там сейчас внутри
 
Заброшку начали обносить строительным забором, но пока что сделали это не по всему периметру. Лежащие на земле конструкции подсказывают, что за этим дело не станет. 
 
 
 
Одно из окон первого этажа остается открытым: туда легко залезть с улицы. 
 
 
 
Около дома припарковался трактор. Здесь же замечаем нескольких строителей, но без признаков активной работы. 
 
 
 
 
Зато здания «Приорбанка» уже нет. Паспорт объекта указывает, что завершить работы по его сносу должны были завершиться в сентябре: с этой задачей строители справились. 
 
 
 
 
Дальше на всем планируемом участке третьей линии до станции «Юбилейная площадь» мы не увидели никаких строительных работ, за исключением замены тротуарной плитки. Но главные хлопоты предстоят именно на этом отрезке.
 

Старая проблема

Рыть тоннель для следующего участка подземки будут от площади Бангалор. Новые станции подземки пойдут на встречу существующим. Обещают, что «Алеся» начнет свою работу уже в 2024 году. И главной сложностью станет отнюдь не жилая застройка в районе улицы Богдановича. 
 
 
Еще во время возведения Московской линии метро в конце 70-х перед строителями возникла дилемма: как проложить тоннель под Свислочью? Тогда решили построить дамбу и пропустить реку по трубам.
«[Решили] перекрыть Свислочь дамбой – пустить ее в воду по трубам. Ну, во-первых, снизить до минимума – семи кубов в секунду – расход по реке. И потом пропустить по этим трубам, пройти под защитой насыпной дамбы. Под ними пройти – потом разобрать грунт, демонтировать и восстановить русло», – вспоминал начальник строительно-монтажного управления №2 «Минскметростроя» Алексей Серегин (впоследствии он 13 лет возглавлял уже сам «Минскметрострой»). 
Сейчас под Свислочью нужно пройти для прокладывания участка от «Переспы» до «Профсоюзной». В этот раз используют метод «монолитной подушки.
«Проходке под рекой будет предшествовать комплекс мероприятий по перепуску Свислочи. Сначала на участке реки сделают водопонижение, затем шпунтовым ограждением русло разделят пополам: по одной части Свислочь продолжит свое течение, на другой будет укреплен откос и начнется установка железобетонной плиты толщиной 500 мм. Когда плита наберет прочность, водный поток будет направлен на готовую половину, а на второй начнется бетонирование.
Площадь пригруза (монолитной подушки) – более 600 квадратных метров, от уровня воды она отступит где-то на полтора метра – таким образом будет обеспечена защита перегонных тоннелей от поступления воды и проседания грунта. Расстояние от дна реки до верха шалыги (верхней точки перегонного туннеля) составит около пяти метров – по нашим расчетам, этого вполне достаточно, – рассказал главный инженер проектов «Минскметропроекта» Павел Непочелович.
 

Когда ждать эти станции?

В понедельник, 2 октября, Минск отметил юбилей: ровно 10 лет назад началось строительство третьей ветки метро. К круглой дате Зеленолужская линия насчитывает четыре станции, а сроки сдачи новых не раз переносились. 
 
На конец 2024-го намечена сдача участка от «Аэродромной» до «Слуцкого гостинца». Примерно тогда же «Алеся» начнет прокладывать тоннель от «Парка Дружбы народов». Два года назад медиа сообщали, что закончить этот отрезок планируют к 2028-2029-м с оговоркой о возможных корректировках.
 
 
Уже сейчас можно прогнозировать переносы. Называя сроки сдачи нового отрезка, специалисты, вероятно, отталкивались и уже возводящегося участка от «Аэродромной» до «Слуцкого гостинца». В 2021-м специалисты обещали закончить его в 2023-м. Сейчас речь уже идет о конце 2024-го. Не забываем, что тоннель под Свислочью делает новую очередь сложнее предыдущей. 
 
Что касается всей Зеленолужской линии, то сроки окончания строительства в последнее время не называли. Но журналист агенства «Минск-Новости» Вячеслав Белуга в августе сообщил, что в 2035-2040 годах столичные власти планируют приступить к возведению четвертой ветки подземки (она станет кольцевой). Вероятно, к этому времени Зеленолужскую уже видят полноценным организмом. Воплотятся ли эти планы в жизнь?

Фото: blizko.by

Открыть полную версию